Собор как символ духовной красоты человека в одноименном романе Олеся Гончара

У каждого человека слово «собор» вызывает свои собственные ассоциации. Кому представляется служба в храме, кому — блеск крестов на башнях в предвечерье, кому-то — величественная панорама города с злотоверхимы церквями. Все эти представления сугубо индивидуальные, но есть между ними общая черта — ощущение величия и неповторимости. Недаром же в древности соборами называли собрания большого количества людей для обсуждения важных вопросов религиозной или иное значение. Итак, слово «соборность» (единство, единение) является родственным слову «собор».

Проблема сохранения ценного исторического памятника в романе Олеся Гончара приобретает гражданского звучания, так как этот образ олицетворяет величие человека-творца, человека-воина, человека-гражданина.

Построен в память о казачестве неизвестными мастерами, стоит собор, радует душу жителей заводского поселка своим архитектурным совершенством. Удивляются современники мастерства древних умельцев: «Сумели же так поставить! Сколько ни едешь, хоть до самых плавней, а всего он будет у тебя перед глазами. Из любой точки виден собор, отовсюду »Судьба каждого из персонажей романа в большей или меньшей степени связана с этим сооружением. В отношении к этой архитектурной достопримечательности раскрываются характеры людей нескольких поколений. Ведь собор — это не просто воспоминание о прошлом, это история целого народа, его традиций, его культура, его настоящее и будущее. Это понимает большинство героев произведения. Для Вирунькы, для Ивана и Николая Баглая, для Изот Лободы собор — живое существо, которое олицетворяет бессмертие целого народа. Лишь одна глава романа знакомит нас с неутомимым исследователем, ученым-этнографом, выдающимся историком Дмитрием Яворницким, но отпечаток этого знакомства остается в нашей памяти надолго. Профессор Яворницкий готов был пожертвовать жизнью ради собора, защищая казацкую святыню от махновского разгула. А разве не славным потомком казачества оказался Николай Баглай? Ведь он остановил разгул дебоширов в помещении собора, чуть не заплатив за это жизнью. Николай Баглай и профессор Яворницкий утверждали бессмертную силу народа, защищая этот исторический памятник.

А Иван Баглай и его учитель Изот Лобода приумножили величие народа своим трудом. Иван, находясь в длительной командировке в Индии, помогает металлургам, при этом наблюдая за тем, как в этой стране уважают историю, как берегут построенное предками. Следовательно, он тоже достойный потомок славного украинского рода, потому что у наших предков работа всегда была в почете.

По моему мнению, наиболее совершенстве изобразил Олесь Гончар старого металлурга Изот Лободу. Фигура этого человека как бы олицетворяет собой неразрывное единство прошлого, настоящего и будущего. В прошлую войну он вместе с такими же патриотами спасал Титана, научил металлургической деле не оте поколение рабочих. По определению Лободы-сына у него «казацкая свободолюбивая душа». Выйдя на пенсию, Изот Иванович стал на страже окружающей среды, охранял Скарбной от браконьеров. В этом поступке сочетаются современное и будущее, потому что он делал это во имя будущего. Вот и получается, что всю свою жизнь Изот Лобода защищал родную землю, Родину от батькопродавцив, которые «пол-Украины пустили на дно, думали море построят, а построили болото! Гнилью цветет, на всю Украину воняет! .. »Он не одинок в своих скорби.

Именно из-за отношения к собору раскрываются характеры и Вирунькы, и Елькы, и Шпачихы. Хотя все три женские образы очень разные по характеру и по возрасту, но есть между ними и общее: все они очень тонко чувствовали человеческую подлость и противились ей, но каждая по-своему. Шпачиха, эта непростая и необычная фигура, сохранила в себе человечность, чтобы дать сопротивление выдвиженцев Лободе и этим встать на защиту собора: «извини мне, Владимир, но не в ту сторону ты думаешь».

Вирунька — молодая, сильная, волевая, смелая женщина. Она открыто обвиняет Лободу в краже таблички с собора. Вируньчина чистота и верность будто находят поддержку со стороны собора, в его устойчивости. «Собор будто имеет в себе нечто от стихии, навевает нечто такое же большое, как навевают на человека степь, или эскадры облаков, или окутанные вечными дымами черные индустрийни бастионы заводов …»

На Ельку собор сначала навевал страх, затем — воспоминания о позоре, и только благодаря Николаю девушка начинает понимать и значение этого величия для людей, и свою значимость в мире.

Персонажи произведения относятся к архитектурного сооружения в зависимости от своего мировоззрения, эрудиции, совести, но приятно отметить, что порядочных людей в мире значительно больше, чем негодяев. Я надеюсь, что больше никто и никогда не позволит бюрократов росчерком пера уничтожить судьбу не только сооружения, но и человека, и соборы наших душ останутся нетронутыми.

Комментарии: