Утверждение общечеловеческой морали в повести Квитки-Основьяненко "Бедная Оксана"

В 1841 году в альманахе «Ласточка» увидела свет повесть Г. Квитки-Основьяненко «Бедная Оксана». Это произведение было высоко оценено Т. Шевченко, П. Кулишем, В. Далем, А. Потебней. Что же покоряла в нем известных писателей и языковедов? Конечно же, соответствие христианской морали, то есть самым благородным человеческим идеалам. «… Ставя за самую первую повинность натуры человеческой моральную чистоту, личную правдивость и доброта, — писал С. Ефремов, — Цветок и искал образцов этого в людях …»

Образ главной героини повести Оксаны, ее судьба и представляют собой сгусток морально-этических проблем, решаемых автором с удивительным мастерством. Оксана, дочь сельской вдовы Феклы медведица, полюбила капитана, который вместе с солдатами пришел в их село на постой. Начало произведения напоминает нам поэму Т. Шевченко «Катерина». В письме к Кобзарю 23 октября 1840 Г. Квитка-Основьяненко писал: «Списал и я« Бедная Оксану », вот точно как и Ваша« Екатерина »… Как мы равно думали о бедных девушек и о бузовирних москалей». Так, тема произведения перекликается с поэмой Т. Шевченко, но к показу дальнейшей судьбы героини Цветок подошел с гуманистических позиций.

Поверив в любовь капитана, Оксана убегает с ним, бросив на произвол судьбы мать. Позже, узнав о намерении капитана выдать ее замуж за денщика или проиграть в карты, в душе девушки растет чувство ненависти к предателя. Именно с этого момента автор переходит к изображению не только социально-бытового конфликта, но и с необычайным мастерством раскрывает психологическое состояние героини. Оксана, доведенная до отчаяния, понимает свое моральное падение, ее подавляет чувство вины перед матерью. И, самое главное, предпочитает принять любую епитимью, чтобы получить Божье и человеческое прощение. В отличие от Екатерины Оксана задумывается над судьбой маленького сына. Кстати, к пониманию собственной ответственности она проходит определенный путь колебаний. В страшном психологическом состоянии, близком к безумию, она находит виновника собственной трагедии-сына. «Оно не дитя мне, оно Урага мой … Там, в канаве, выкопаю ему хорошенькую ямку, положу его ласково … и вместе землей и засыплю, и гробик выведу, оно и не зчуеться, как уснет … Пусть капитан ськає своего сына! .. »Но ребенок, проснувшись, выводит женщину из этого ужасного состояния. Это было воскресением героини. Началом новой жизни. Квитки-Основьяненко трогательно описывает сцену, как малый Митрик, протягивая ручки к мамочке, забормотал: «Мама! .. Мама! .. Боженька! .. »Именно последнее слово и стало той магической силой, которая вернула героиню к действительности, к осознанию материнского долга. Собственная трагедия уступила место естественной силе духа женщины.

Пройдя нелегкий шляжизненных испытаний, Оксана стала сердечнее в отношении к людям. Поэтому слово «бедная» в названии произведения можно расценивать двояко. В этом слове — и трагедия женщины, и возрождения лучших черт, которые свойственны украинкам. Повесть заканчивается счастливо. Петр, обычный сельский парень, в своих чувствах к Оксане, ее матери, Митрика вознесся к вершинам настоящей любви, проявляя подлинное душевное благородство. По моему мнению, по сравнению с «Екатериной» Т. Шевченко повесть Г. Квитки-основ 'я-ко имеет более умеренный характер, ибо приближена к подъему благородных человеческих идеалов. В 1918 году, репрессирован позже, литературовед Василий Бойко писал: «Мораль Квитки — общечеловеческая мораль, мораль христианская, которая еще не стала трюизм, а полная глубокого значения для каждого человека во все времена». Именно это и определяет интерес к произведению наших современников.

Комментарии: