Большие украинский. Александр Петрович Довженко

Произведение-биографический описание с элементами цитирования

Александр Петрович Довженко родился 10 сентября (29 августа) 1894 в селе Вьюнищы, пригород городка уезда Соснице, Черниговской губернии. В 1914 окончил Глуховский учительский институт.

В кино работал с 1925 года. В то время сблизился с украинской киноорганизациею ВУФКУ (Всеукраинское Фото Кино Управление) и начал с ним сотрудничать. В то же время готовится к работе над мультипликационным фильмом. Этот замысел не был реализован. Первые его фильмы выполнены в жанре социальной комедии, популярной и востребованной в то время. В 1926 вышла на экраны сатирическая комедия «Вася-реформатор (автор сценария и сорежиссер А. Довженко, режиссер Ф. Лопатинский)«, разоблачающий некоторые стороны быта нэпа. Фильм не сохранился.

В 1926 закончил сценарий к комедийному фильму «Парикмахер Жанн Ковбасюк» (позднее получивший название «Ягодка любви»), и в том же году фильм вышел на экраны. Вскоре начинает работать над фильмом «Сумка дипкурьер», о подвиге советских дипломатов, которые по поручению Советского посольства в Англии везут в Ленинград ценную дипломатическую почту. В этом фильме он сам выразительно сыграл скромную роль кочегара.

В 1927 в Одессе начинает съемки фильма по сценарию Йогансена и Юртика (Ю. Тютюнника) «Звенигора» ( «Заколдованное место»), но почти в полном объеме перерабатывает сценарий «впоследствии чего авторы демонстративно« сняли »свои имена с титров», писал в своей автобиографии Довженко. Этим фильмом о вечной мечте украинского народа о свободе и счастье он закладывает фундамент нового направления в киноискусстве украинского поэтического кино. В своем творчестве он последовательно развивать это направление, которое станет в украинском киноискусстве, поэзией человеческих судеб. Он был первым и последним мастером среди украинских режиссеров, которого еще при его жизни назовут кинопоетом.

В 1928 начинает работу над сценарием фильма «Арсенал» (Январское восстание в Киеве в 1918 году). «Думаю побить« Звенигору »и уже даже уверен, что побью. Фильм — синтез 17-го года на всей Украине. О человеческих поступках », писал Довженко. Уже с этой работы в его творчестве приобретают четкие черты характеры его героев и это далеко не только революционный пафос, это и человеческие трагедии, переживания, победы и поражения. Человек, его значимость в исторической и социальной обстановке — главные отличительные черты творчества Довженко.

8 апреля 1930 вышел на экраны его новый фильм «Земля», снятого на только что построенной Киевской кинофабрике, рассказывает об украинском селе времен «раскулачивания».

Всего за четыре года, с 1926 по 1930 творчество Довженко претерпевает кардинальные изменения, от легких социальных комедий до социальных и личностных трагедий, перелома человеческих судеб в новой исторической реалии. Головни роли в фильме «Земля» сыграли известный украинский актер театра и кино Степан Шкурат, С. Свашенко

и Ю. Солнцева. Впоследствии, в 1958, по результатам международного опроса критиков «Бюро по вопросам истории кинематографа» на Всемирной выставке в Брюсселе, этот фильм в числе двенадцати других картин, был признан лучшим фильмом всех времен и народов.

. В 1932 в Киеве на экраны вышел звуковой фильм «Иван» о становлении советского человека под влиянием коммунистической идеологии. Он очень критически отзывался об этой своей работе: «Это был мой первый звуковой фильм, снятый на очень плохой аппаратуре.

Но в то же время, развивая тему «нового человека», Довженко начинает работу над сценарием к фильму о Дальнем Востоке. В 1934 сценарий к фильму «Аэроград» был утвержден и запущен в производство. Съемки фильма проходят на Дальнем Востоке, а затем в павильонах Москвы.

В 1939 вышел на экраны фильм «Щорс» (автор сценария и режиссер А. П. Довженко, сорежиссер Ю. Солнцева). Съемки проходили в селах Великая Багачка и Яреськи, Полтавской области. Это историко-героическая драма об эпохе гражданской войны на Украине. Картина имела большой успех: «По свидетельству самого Довженко, за весь период проката фильма, было продано 31 млн билетов» — из воспоминаний М. В. Куценко в книге «Страницы жизни и творчества А. П. Довженко».

Начиная с 1939, Александр Петрович пробует себя как режиссер документального кино. В разделе съемочной группы он выезжает на Западную Украину для проведения съемок документального фильма «Освобождение», рассказывающий о войне за воссоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Важность работы Довженко в кинодокументалистике трудно переоценить. Довженко был первым из крупных мастеров художественного кино, принявших участие в разработке художественных средств военной кинопублицистики. В 1943 он завершил работу над документальным фильмом «Битва за нашу Советскую Украину». В это же время заканчивает работу над киноповесть «Украина в огне». Она является откровением Довженко. Сценарий фильма — кульминация его литературного творчества. Довженко решился рассказать горькую правду о советском бюрократизм и халатность, которые привели к гибели сотен и тысяч неповинных людей в военное время на Украине: «Земля наша украинская, мученица наша, в огне ты, в огне». Но киноповесть была запрещена для печати и для постановки с формулировкой, что «это вылазка против нашей партии, против Советской власти, против колхозного крестьянства, против нашей национальной политики. Книга отражает враждебную идеологию автора ».

Его освободили от обязанностей художественного руководителя Киевской киностудии, но позволили поставить фильм по сценарию «Жизнь в цвету» ( «Мичурин»). В 1948 фильм будет показан для общественности, в Доме Кино, в Москве. А перед этим, была работа над документальным фильмом «Победа на Правобережной Украине», вышедший на экраны в начале 1945. Этот фильм — историческая хроника, посвященная стремительному наступлению советских войск на запад.

Биографический фильм «Мичурин»: последний, большое произведение Довженко, фильм о жизни и деятельности известного биолога И. Мичурина. В 1949 Довженко и Солнцевой присуждена Сталинская премия второй степени за этот фильм.

В 1949 Александр Петрович начинает преподавательскую деятельность на кафедре драматургии в ВГИКе. В том же году работает над сценарием к фильму «Прощай, Америка». Он начал съемки этой картины, но руководство Министерства кинематографии внезапно решает остановить его производство. Фильм не был завершен.

1951-1954 Довженко готовил сценарий к фильму «Поэма о море», который был снят позже, после смерти Довженко, его супругой Ю. Солнцевой. В 1955 в Московском Доме Киновидбувсявечир, присвячениййого60-летию. У1955-1956 работал над режиссерским сценарием к фильму «Поэма о море» и киноповесть «Зачарованная Десна», которая в 1956 была опубликована в журнале «Днепр». . Умер Довженко 25 ноября 1956 в Москве от острой сердечной недостаточности.

А перед этим, была работа над документальным фильмом «Победа на Правобережной Украине», вышедший на экраны в начале 1945. Этот фильм — историческая хроника, посвященная стремительному наступлению советских войск на запад.

Биографический фильм «Мичурин»: последний, большое произведение Довженко, фильм о жизни и деятельности известного биолога И. Мичурина. В 1949 Довженко и Солнцевой присуждена Сталинская премия второй степени за этот фильм.

В 1949 Александр Петрович начинает преподавательскую деятельность на кафедре драматургии в ВГИКе. В том же году работает над сценарием к фильму «Прощай, Америка». Он начал съемки этой картины, но руководство Министерства кинематографии внезапно решает остановить его производство. Фильм не был завершен.

1951-1954 Довженко готовил сценарий к фильму «Поэма о море», который был снят позже, после смерти Довженко, его супругой Ю. Солнцевой. В 1955 в Московском Доме Киновидбувсявечир, присвячениййого60-летию. У1955-1956 работал над режиссерским сценарием к фильму «Поэма о море» и киноповесть «Зачарованная Десна», которая в 1956 была опубликована в журнале «Днепр». . Умер Довженко 25 ноября 1956 в Москве от острой сердечной недостаточности.

Комментарии: