Вечность проблем трагедии «Гамлет»

В трагедии Шекспира «Гамлет» воспроизведено жизни эпохи Возрождения. Гамлет — человек своего времени, поэтому не всегда понимает его нынешний читатель. В то же время Гамлет вне времени, ибо проблемы, которые он решает, — вечные, они волновали разных людей в разные времена. Наверное, от появления на этом свете первого человека возник вопрос о добре и зле. Между этими двумя понятиями идет вечная борьба. Человеку же выпало на долю выбирать между добром и злом. Кому-то удается уравновесить их, найти «золотую середину», кто постоянно меняет свою позицию, он никак не поймет, что же действительно есть зло, а что — добро. Да и Гамлет, ведь и он говорил, что искоренить зло можно только злом, и еще: «Чтобы быть хорошим — должен быть февралем».

Гамлет проходит путь духовного самопознания, путь роста, внутреннего возмужания. Ему непросто покинуть мир розовых детских мечтаний, в плену которых он жил, и принять жизнь такой, какой она есть на самом деле. У Гамлета была любящая семья, он получал в жизни все самое лучшее. И вот наступает конец сказки. Волшебный мир приятных грез и сюрпризов закончился — перед Гамлетом встал настоящая жизнь во всей своей неприкрытой черноте. Он теряет родного отца, вместо трона имеет другой наследство — льстивого дяди-убийцу, даже мать теперь он увидел совсем иной: способной на измену, предательство памяти отца и чести семьи. Гамлету очень трудно. Как быть? Или принять мир таким, каков он есть, или стать на бой со злом? Или жить по общим правилам и делать вид, что все хорошо, или назвать все своими именами? Гамлет знает, как должно быть в идеале, он стремится к идеалу. В одном из монологов принц говорит, что человек — самый драгоценный клад, «венец природы». Кто же, как не человек, должен быть самым добродетельным, высокопорядочного, благородным?

Гамлет с болью в душе убеждается, что большинство людей — не так уж високогуманни личности, поэтому в отчаянии восклицает:

Разве человек тот, кто еду и сон Считает главным? Лишь животное. На кладбище, когда Гамлет держит череп «бедного Йорика», мы как бы вместе с ним прозревает: все мы бренные: кто был большим и кто был маленьким — все станем прахом:

Великий Цезарь умер — и глина он. Дыры, возможно, затыкают ним. Эта проблема опять-таки имеет два аспекта — оптимистический и пессимистический. Гамлет в печали, поэтому во всем находит трагичность.

Я считаю, что кроме праха, человек оставляет после себя память, добрые дела, оставляет потомков, которые будут помнить о ней и, может, помянут, как говорил Т. Шевченко, «незлым тихим словом».

Не только же «замазкой для стен от холодов» остались Цезарь, Александр Македонский, Уильям Шекспир. Потомки чтут их дела,

дорожат их именами. Но слова Гамлета будто заставляют каждого задуматься, чем же останется он в памяти если не потомков, то хотя бы своих родных. Это философське вопрос вечное и в то же время близкое человеку, в какие времена она бы не жила.

Гамлет становится свидетелем и участником человеческой трагедии: ему одному открывается то, чего не замечают другие, — упадок морали, разрушается понятия чести и долга, теряются идеалы добра и правды. Как и ради чего жить человеку в этом мире? Что благороднее? Покоряться судьбе И боль от острых стрел ее терпеть. А, столкнувшись в рюмке с морем бедствий, Положить конец ему?

«Быть или не быть» означает «Как жить?», «Во имя чего жить?" И этот вопрос относится к разряду вечных. И ответ на него ищет каждый для себя. Здесь не может быть готовых рецептов, указаний, справочников. Кому-то эти вопросы решить проще, кому-то сложнее, а кому-то они и в голову не приходят. Эти вопросы близки тем, кто умеет думать, кто пытается не просто жить «день до вечера» …

В течение трагедии Гамлет будто растет, мужает, он познает мудрость жизни и ее непростые законы. Гамлет гибнет. Но он погибает не из-за своей слабости или ошибки, а через свою интеллигентность, добропорядочность. Пытаясь вывести на чистую воду зло, гибнет сам и гибнут вокруг него люди. «Подгнившие то в королевстве Датский». Возможно, это способ вылечить его — уничтожить дотла. Но это вряд ли возможно — власть изменилась, а народ и те, кто ближе к власти, остались те же. Такие как Озрикы — «насекомые» — всегда будут плести сети пидлесництва, лжи и предательства. И это тоже вечно актуальная проблема.

В трагедии поражает то, что приходишь к выводу: человек — подлое создание. Если такие люди, которые должны быть мудрее, лучше, не могут цивилизованно решить вопрос, то чего ждать от необразованного, невоспитанные простонародья? Так и хочется сказать словами современной рекламы: «Если власть не может помочь человеку …».

Но я верю, что человек — «самым совершенным из творений», она действительно «действием похожа на ангела», и если пытаться делать только светлые дела, не допускать в сердце «черных пятен», то можно достичь многого. Стать настоящим человеком: ЧЕЛОВЕКОМ! Я верю — значит так и будет!

Комментарии: