Отображение героической борьбы запорожского казачества в народных песнях

Запорожская Сечь — один из мировых феноменов, над которым задумывались, который пытались разгадать многие поколения исследователей. Казаков Сечи называли в народе «святыми рыцарями», их воспевали в думах, песнях и легендах. Победоносные запорожцы стали героями множества литературных и художественных произведений.
Но, бесспорно, что запорожские казаки являются любимыми героями народных дум и песен.

Вспомним «Песню про Байду», «Дума про казака Голоту», где воспеваются защитники народа — смелые, отчаянные казаки, не боятся «ни огня, ни меча, не третьего болота». Герои этих произведений — отчаянные, храбрые люди, они защищают свою землю, своего не отдают, но и чужого не занимают.
Дай бог, чтобы казаки пили и гуляли.

Хорошие мысли имели,
И неприятеля под ноги топтали.

Вот, например, историческая песня о разрушении старого гнезда казачества — Сечи. Эта песня была очень популярна во времена Т. Г. Шевченко. Как говорил поэт, «чтобы знали» в народе, помнили историю своего народа, ее трагические и славные страницы.

В «Думе о Самийла Кошку» воспевается герой, который провел в неволе 25 лет. Кошка организовал на турецкой галере восстания и вернулся в Украину, где был избран гетманом.
Песня «Ой Морозе, Морозенку» — это слава герою-защитнику, погибший за свою Украину.
Особое место среди этих народных дум занимают песни о Богдана Хмельницкого.

Не тот хмель, что круг Тычин вьется? …
Ой той то Хмельницкий, что с ляхами бьется …

В думе «Эй, не удивляйтесь, добрые люди» всевидящие кобзари звеличалы смелость и бесстрашие перед врагом Богдана Хмельницкого и его друга и соратника Максима Кривоноса, который «… рубит мечом голову с плеч, а остальные ляхов топит водой».

Украинская дума — это песня о героической борьбе за свободу запорожского казачества. Знать нашу историю, заботиться о ее сохранении и учиться на примерах мужественных народных героев любви к Родине и к свободе — это наша основная задача.

Комментарии: