Отображение стремление народа к национальной самостоятельности, к свободе в поэме Франко «Моисей»

Одной из высокохудожественных жемчужин украинской литературы является написанная в 1905 году глибокопатриотична поэма И. Франко «Моисей», в каждой строке которой ощущается изболевшееся душа автора за страждущую судьбу Украины, его любовь, вера и надежда на то, что придет время, и наш народ « … огненным видом засияет у народов, свободных кругу … и посмотрит, как хозяин домовитый, по своей комнате и по своим поле ». То есть построит собственное самостоятельное государство. Перенеся библейский сюжет на родную почву, И. Франко создал багатопроблемний философское произведение, которое, отмечает Микулаш Неврлий, «уходит корнями исторической судьбы украинского народа, зачерпнув при этом страдальческое судьбы своего гениального творца». Поэма является указателем и предостережением для украинской нации сегодня, когда она выходит на путь своей государственности.

Свою поэму «Моисей» И. Франко писал для украинского народа под влиянием библейской легенды о Моисее, которую он стремился переосмыслить в аспекте проблемы освобождения трудового народа от гнета. Во рваных палатками древних израильтян, «сыновей пустыни», писатель видел своих обездоленных земляков. Сорокалетнее блуждание еврейского лагеря по пустыне в поисках обещанной Палестины в художественном мышлении поэта ассоциировалось с печальными страницами летописи украинского народа, извилистыми путями-дорогами истории искал свою отчизну. А получение Иерихона и завоевания обещанного края в воображении автора воскрешали героическую борьбу своего народа за свободу, укрепляло веру в его лучшее будущее.

И. Франко хорошо знал менталитет своего народа, его рабскую психологию и предполагал, какие катастрофы ждут его на пути освобождения и создания своей государственности. Поэтому наибольшая заповедь его — быть единодушны в священной борьбе за государственность, неотступно верить в реализацию своей идеи, пройти для этого весь путь до конца. Эту же мысль подтверждает «пролог» к поэме, который является и обращением к народу и завещанию ему. И. Франко раскрывает читателю свой замысел: писал он с думой о прошлом, настоящем и «будуще» отечества, с глубокой верой, что украинский народ лишится социального и национального гнета и займет достойное место среди других народов. С первых строф пролога становится ясно, кому Франко адресовал своего «Моисея»:

Народ мой, замучен, разбитый,

Как паралитик тот на роздорожжу,

человеческим презрением,

будто струпом, покрытый!

Вступление наполнен болезненной мыслью о рабское состояние родного народа, который курит душу поэта жгучим стыдом. Но не зря этот край был весь полит кровью борцов. Главной мыслью второй части пролога есть надежда и твердая вера в будущее украинского народа.

История украинской культуры богата героев-рыцарей чести, патриотов, пророков, которые могут поднять и очистить души, пылити их священной любовью к Украине, ее народу. Таков Моисей, который под рев бури и вой шакалов пробирается сквозь заросли на гору Нево, чтобы хоть краем глаза взглянуть на ту священную землю, к которой долгим мученическим путем вел свой народ. Анализ конце жизни своих достижений и потерь наталкивает пророка на мысль, что те, ради кого он всю жизнь жил и трудился, чтобы вытащить их из рабства и поднести к себе, хотели этого, понимали его святые намерения? И способна ли масса подняться до уровня пророков своих? Да, придет время, когда народ найдет в себе силы бороться до конца за новую жизнь.

И, я знаю, вы двиньтесь все,

Словно наводнение весной.

Но в славные походы своим

Не спрашивайте за мной!

Пусть заранее идет ваш поход,

Словно бистрии реки!

Посеянные зерна веры в свободу не умирают вместе с Моисеем. После смерти пророка эстафету борьбы подхватывают его ученики и достигают успехов. Не «момент» пройдет после смерти Моисея, пока осознают евреи, кого они потеряли, поймут ошибку и повернуть на тот путь, ведущий к свободе. Смерть Моисея вернула народу идеал. Из толпы легковерного и неуправляемого, он становится народом, монолитом, которому легко снести со своего пути тиранов и угнетателей.

Еще момент — и Егошуа крик

Гиря сто тысяч повторить;

С номадов ленивых ся миг

Люд героев сотворить.

А когда народ един в своих устремлениях, в основе которых лежат свобода родного края, завещанная предками, то победу он возьмет. Пробуждение стремление к свободе и ее победа переданы в поэме метафорическим образом:

Через горы потекут, как птица,

Иордан в брызги розкроплять,

Ерихонськии стены, словно лед,

Звуком трубным растопят.

Обращаясь к библейской темы о Моисее, И. Франко гениально предсказал катаклизмы, которые ожидают украинский народ на пути к освобождению и создания своей государственности, завещал быть единодушным в этой священной борьбе и в основу своего собрания положил пророческую веру в победу.

Непохожим выступает народ в начале и в конце поэмы. В своеобразном композиционном обрамлении мысль автора о том, что вожди приходят и исчезают, а народ остается и в своем освободительном походе неизменно идет в будущее. Взгляды на историческую роль народа как мощной творческой силы в развитии общества Франко выражает в сказке о том, как деревья выбирали себе короля «по своей вольной воле». Здесь возвышается идея безграничной преданности человека-руководителя своему народу. Настоящий предводитель, по мнению поэта, тот, кто осознает интересы и стремления людей, кто является их избранником и слугой.

В тяжелых условиях порабощения украинского народа, растерзанного между двумя хищными монархиями, только Иван Франко мог так лихо отразить стремление украинского народа к национальной самостоятельности, к свободе. Это произведение актуально и сейчас, когда Украина утверждает свою независимость. Великий Каменяр помог мне осознать, что дорога к независимости нашей страны нелегкая, полная трудностей, разногласий и даже жертв. Прочитав поэму «Моисей», я поняла, каким должен быть народ, чтобы обрести государственность. Не быдло, которого погоняли, не слепцы, удовлетворяется лишь куском колбасы, а духовным монолитом, объединенным единой целью — завоевать себе свободу, свободу, «независимость».

Я думаю, что поэму «Моисей» надо внимательно читать всем, особенно нашим вождям. Ибо Иоанн Франко показывает в своем произведении, каким должен быть вождь народа: непоколебимым, терпеливым, целеустремленным, неотступно идти к цели, любить свой народ и, если нужно, отдать за него жизнь, так, как сделал это Моисей:

Все, что имел в жизни, он отдал

Для одной идеи,

И горел, и сиял, и страдал,

И трудился для нее.

Читателя любой национальности привлекают в поэме идеалы человечности, свободы, справедливости. Особенно ценной является идея утверждения права народа на независимость, на свое государство. Мы, украинский, только строим ее и нам так нужен свой Моисей. И я верю, что эти времена скоро наступят, и, как писал Павел Тычина: «Воздвигне Вкраина своего Моисея» и станет свободным — независимым государством.

ости, к свободе. Это произведение актуально и сейчас, когда Украина утверждает свою независимость. Великий Каменяр помог мне осознать, что дорога к независимости нашей страны нелегкая, полная трудностей, разногласий и даже жертв. Прочитав поэму «Моисей», я поняла, каким должен быть народ, чтобы обрести государственность. Не быдло, которого погоняли, не слепцы, удовлетворяется лишь куском колбасы, а духовным монолитом, объединенным единой целью — завоевать себе свободу, свободу, «независимость».

Я думаю, что поэму «Моисей» надо внимательно читать всем, особенно нашим вождям. Ибо Иоанн Франко показывает в своем произведении, каким должен быть вождь народа: непоколебимым, терпеливым, целеустремленным, неотступно идти к цели, любить свой народ и, если нужно, отдать за него жизнь, так, как сделал это Моисей:

Все, что имел в жизни, он отдал

Для одной идеи,

И горел, и сиял, и страдал,

И трудился для нее.

Читателя любой национальности привлекают в поэме идеалы человечности, свободы, справедливости. Особенно ценной является идея утверждения права народа на независимость, на свое государство. Мы, украинский, только строим ее и нам так нужен свой Моисей. И я верю, что эти времена скоро наступят, и, как писал Павел Тычина: «Воздвигне Вкраина своего Моисея» и станет свободным — независимым государством.

Комментарии: