Отображение стремление народа к свободе в поэме Франко «Моисей»

Священное Писание является источником многих художественных произведений. Образ Моисея, который вел свой народ из египетского рабства к земле обетованной вдохновлял многих художников и поэтов.
Но Франко привлекала не столько личность Божьего избранника, сколько две взаимосвязанные проблемы. Это, прежде всего, проблема стремление народа к национальной самостоятельности, а во-вторых, проблема взаимоотношений личности (вождя) и народа.
Легендарный Моисей ведет богоизбранный народ, сыновей и дочерей Израилевых, из египетского рабства, в котором они находились четыреста тридцать лет, до вожделенного ими земного рая, в котором они будут хозяевами своей судьбы.
Об их богоизбранность рассказывает легенда о терн, приведенная в поэме. Замечательная образная аналогия, блестящий символ — терн — дает нам понять, для чего в этом мире существует народ, обречен на страдания. Такой народ не дает замилиты человеческому духу, он дарит другим народам ценное — духовное величие человека, которого оберегает своей мученической судьбой.
В страницах поэмы отзывается не только судьба иудейского, но и украинского народа, потому что и ему судились на долю жестокие испытания. Начальные строки произведения, обращение Франка к родному народу, его размышления над тем, ради чего выпали на долю украинского такие тяжкие скитания, подтверждают это мнение.
Легендарный Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне, чтобы умерли те, кто жили в рабстве, и родилось новое, свободное от рабской психологии поколения. Истина заключалась в том, чтобы идти. Таким образом поднимался народ к высотам духа, освобождался от рабских привычек и покорности, привыкал жить пусть и неудобно, но свободно. Божья воля погнала людей в пустыню, чтобы народ не выродился, не лишился духовных сокровищ.
Народ же, хоть и не поднимается до высоты почувань и деяний пророка, ставит ему немалые требования:

Чтобы и защита нам, из него и честь
И надежда, и помощь,
Чтобы и господин наш он был, и слуга,
И цель, и дорога.

Община перевела на Моисея все бремя ответственности, но, отчаявшись, люди бросают ему слова отчаяния и уныния.
И только смерть пророка пробуждает людей. Они начинают понимать, что в путешествиях, в которые повел Моисей, возможно, и заключается смысл их бытия. Путь к свободе длинный и трудный, и пройти его могут только сильные духом, тверды в вере люди.
Такой путь, полный лишений, суждено пройти и народа Украины. «Верю в силу духа и в день воскресни твоего восстания», — писал Иван Франко. И вера его сбылась.

Комментарии: