Как сохранить семью от разрушения (по роману Ю. Яновского «Всадники»)

Проблема семьи, родителей и детей всегда была актуальной. Еще древний философ Аристотель говорил о том, что между родителями и детьми существует пропасть, определенные противоречия, которые иногда заканчиваются трагически. Попробую доказать объективность этого тезиса на примере отдельных художественных произведений.

Вспоминаю роман Панаса Мирного «Разве ревут волы, когда ясли полны?», В котором на фоне человеческой жизни вырисовывается образ Чипки и его матери. Мотря не знала счастья ни до замужества, ни тогда, когда вышла замуж и родила сына. В ее жизни — беда за бедой. Юридически свободна, в мире несправедливости она теряет свои права. В контексте нашей темы упоминается последний решительный шаг матери: когда Чипка вырезал ни в чем не повинную семью Хоменко, Мотря разоблачает его преступление. Как относиться к поступку матери? Она не любила сына, не хотела сохранить семью, не желала ему счастье? Нет. Мотря хотела родного ребенка видеть благоразумной и обеспеченной ее сердце переповнювалося радостью, когда Чипка стал хозяином, женился на Гале. Свекровь любит свою невестку. Между ними было согласие.

Доля. Казалось, улыбнулась матери. Но это счастье было коротким: Чипка снова начал заливать глаза водкой. Мать стала черной, она ждала смерти. А тут страшная весть о преступлении сына. Как действовать: замовчиты или, может, рассказать власти? Мотря выбирает второй путь: выдает сына власти. ее последний шаг психологически мотивированно: совесть женщины-матери не позволила молчать … и совести наказало преступление. Причиной гибели семьи становится жестокая жизненная несправедливость.

Несколько иначе проблему разрушения семьи разрабатывает А. Тесленко в повести «Утраченная жизнь». В центре внимания — обычная крестьянская семья. Она — скромная, рассудительная — старшая дочь в семье. Родители не хотят ее судьбу связывать с землей, а потому и отдают девочку сначала на учебу в сельскую школу, а дальше к городской. Она — лучшая ученица. Много читает, ко всему проявляет любознательность. Она стремится к знаниям, грезит о работе учителя. Но мечты так и остались мечтами. Трагедия главной героини в том, что «большое», о котором она мечтала, о котором рассказывала своим друзьям, было для нее абстрактным порывом, не подкрепленным конкретными действиями. ее протест против религии, лицемерных служителей церкви, земских деятелей, дикости и патриархальности крестьянского быта — это вызов честного, непримиримой ко злу, свободолюбивого человека из демократического окружения. Однако, сталкиваясь с действительностью, Аленка разочаровывается не только в идеалах, но и жизни. Родители упрекают дочь за якобы впустую потраченные деньги на обучение; заставляют писать клевету на родственников … И девушка, придя к выводу, что в мире зла, лжи и унижения нет места светлой натуре, кончает жизнь самоубийством. «Теперь родители, сестренка обсадили глазне место ее любисточком, барвинка, вишенками, клеенками. На кресте Берестове, небольшом, прибили иконочку матери божьей. Отец светит вечером в комнате, читает Псалтырь за упокой, мать рыдает ». Может и, не случилось трагедии, если бы в семье была гармония, взаимопонимание? Вопрос риторический!

Значительные расхождения между родителями и детьми оказываются в час испытаний: социальных, политических.

В повести Ю. Яновского «Всадники» — жемчужине творчества писателя — восемь новелл, «Двойное кольцо» — один из них. В основе новеллы — шквал событий 1919: свирепствовали сабли, кони бегали без всадников, и Половцы не узнавали друг друга. Андрей, белогвардейский офицер; Оверко, солдат петлюровской армии; Панас, махновец; Иван человек коммунистической морали; четырнадцатилетний Саша — все они сыновья Мусия Половца. Воспитанные на традициях украинского народа, юноши стали выразителями различных классово непримиримых групп. Обострение классовых противоречий и обеспечивает конденсацию новеллы, в основе которой страшная жизненная правда: перед отцовской хаты брат убивает брата. Безусловно, здесь есть определенная гиперболизация, однако идейная направленность новеллы в словах старого Мусия: «Потому рода не прекратится, в котором братья радуют согласие». Добавим от себя: в той семье будет покой, уважение, где родители и дети понимают друг друга, где родители не навязывают свою точку зрения, а помогают детям формировать опыт.

В драме А. Коломийца «Дикий Ангел» рассказывается о работника — пенсионера, главу семьи, который никогда не знал отдыха. Своих детей Ангел воспитывает в строгом трудовом ритме. Сын Павлик, учась, работает на заводе; среднего сына Федора отец случает к сверхурочной работы; Петру советует отдаваться любимому делу … Отец заботится о том, чтобы дети больше зарабатывали, ведь от этого зависит благосостояние их семьи. Бывают в семье и недоразумения, однако отца морально-этических советов дети придерживаются в своей жизни. Эмоциональным и выразительной является пятым картина драмы. Во дворе у отца собирается вся семья возвращаются домой дети, объединяются влюбленные сердца. Встречают все родные, но … их покидает Платон, сердце которого после стольких жизненных испытаний останавливается. Отец уходит из жизни, память о нем остается в сердцах родных ему людей.

По нашему мнению, упомянутые произведении несут в себе мощный морально-воспитательный заряд. Они помогают молодому поколению ориентироваться в калейдоскопической водовороте нашей жизни, способствуют осмыслению и выбора человеческих ценностей.

Комментарии: