Возвеличивания исторической фигуры Богдана Хмельницкого в фольклорных и литературных произведениях

Богдан Хмельницкий — гетман Украины, выдающийся государственный деятель и полководец. Хмельницкий приложил много усилий для организации украинского войска, установление дипломатических связей с другими странами, вел непримиримую борьбу с польской шляхтой.

О Богдана Хмельницкого очень много написано в нашей литературе. Это один из самых колоритных образов в истории Украины, который сделал много для того, чтобы страна была свободной и сильной, потому что в то время крымские татары забирали в плен много украинского. Большая часть Украины зависела от польских панов, и Хмельницкий делал много, чтобы страна была независимой. Народ очень любил этого гетмана и воспел его подвиги в стихах, поэмах. Трудно найти в литературе фигура, о которой написано так много. О нем пишут писатели, историки, потому что этот человек сделал очень много, оставила значимый след в истории.

Один из самых известных романов о Хмельницком — это роман Павла Загребельного «Я, Богдан». В этом романе читатель становится свидетелем того, как Хмельницкий из рядового казака вырос до гетмана, а народные массы стали видеть в Богдану олицетворение самих себя. Очень важным в этом уравнении (Богдан — народ) мощно изображен интеллект, Мегамире чувств и мыслей гетмана. Это человек действительно титанического ума и сердца. Величие Богдана в том, что он первым увидел свой народ в историческом контексте и одновременно осознал себя вписанным в бессмертие народа. Свое призвание Богдан видел не в том, чтобы только выигрывать битвы, а чтобы «выигрывать народную судьбу». «Стать отцом вольности не на миг, не на день, а на века — вот над чем я думал той июньской ночи …» — говорит Богдан в финале романа. В тех размышлениях случаются временные противоречивые крайности ( «Любил петь, хотя и знал, что пение есть противоречия мышления», «народ никогда не знает, где его свобода. Дорог много, а свобода один»); художественную нагрузку, которую несут они, можно трактовать как попытку показать трудность, а порой и противоречивость путей, которыми следуют народы и их лидеры к познанию великих жизненных истин.

В думе «Хмельницкий и Барабаш» рассказывается о Хмельницком — выразителя интересов народа и Барабаша — выразителя интересов верхушки и средней украинской шляхты, выступавшей против освободительной войны и всячески поддерживала феодальный строй польского государства.

Хмельницкий — патриот своего государства, он призывает «казакам казацкие порядки даты», «ляхов, Милостивый господ, в пень рубить». Он на стороне угнетенных народных масс и осуждает предательскую политику Барабаша, который продался польскому королю Радислав. Хмельницкий пытается сначала вернуть Барабаша на свою сторону. В Барабаша были королевские письма о предоставлении казакам вольностей. Но эти письма он прятал и не хотел поазуваты казакам, стараясь держать их в повиновении. На призыв Богдана «казакам казацкие порядки давать, за веру христианскую единодушно стать» Барабаш отвечает:

Зачем нам казакам казацкие порядки давать?

Уж не лучше нам с поляками,

Милостивый панами,

С упокой хлеб-соль по уик-вечный предпринимать?

Не соглашается Барабаш вместе с Хмельницким бороться против польской шляхты. Тогда ради Украины, ради народа Хмельницкий решает хитростью отнять у Барабаша королевские письма и поднять казачество на борьбу с поработителями.

В романе Н. Рыбака «Переяславская рада» главным образом является Богдан Хмельницкий. Решению двух основных задач посвятил великий гетман свою жизнь — освобождению Украины от чужеземного ига и объединению Украины с Россией. Об этом поется и в народной думе, что представляет собой эпиграф к произведению:

Ой Хмельницкий Богдан, гетман,

Добрый разум тебе достався,

Что короля и султана и крымского хана

Ты отказался

Но с Москвой навек объединился.

Сейчас многие упрекают в Хмельницком, что он сделал неправильно, заключив соглашение с Россией на Переяславской раде. Но Хмельницкий болел сердцем за судьбу Украины, заботился о том, чтобы ее не растерзали враги, чтобы шляхта польская не забрала у народа святое, что есть у человека, — христианскую веру.

В истории Украины фигура Богдана Хмельницкого неотделима от святых стремлений украинского народа к свободе, счастье, справедливости. Именно с Богданом связано становление украинского государства, формирования украинской нации. Его вклад в историю родного народа состоит в освобождении приднестровских земель от ига польских магнатов, сохранении языка, культуры, строительстве украинского государства.

Опытный воин и дипломат, выдающийся государственный деятель, один из образованнейших людей своего времени, Хмельницкий принадлежит к плеяде выдающихся фигур истории всех времен. Никто так, как он, не сумел почувствовать душу народа, его сокровенные стремления и думы. И народ, который очень любил его за это, увековечил его образ в своих бессмертных думах и песнях:

Ой спасибо тебе, Хмель,

И превеликое почет,

Что спас Украину

От польского пана …

В своем творчестве народ оставил память об этом человеке, и еще многие поколения узнают о нем. Память о Хмельницкого не умрет, пока живет украинский народ:

Полегла Богдана голова,

Но слава его казацкая не умрет, не ляжет

О рыцарство всяком расскажет.

Комментарии: