Микола Хвылевой (Николай Григорьевич Фитилев)

Родился Николай Григорьевич Фитилев (настоящая фамилия писателя) 13 декабря 1893 в поселке Тростянец Харьковской (теперь это город Сумской области). Учился в начальной школе, в Богодуховской гимназии. Систематическая образование закончилась пятью классами. Но самостоятельно будущий писатель смог получить основательные знания, блестящую эрудицию, хорошо знал как украинскую, так и мировую литературу. 1916 был вынужден идти в армию. В окопах Первой мировой войны упрочиваются его демократические, частично и большевистские симпатии. 1918 воевал в повстанческом отряде, действовавшем на Богодуховщине. Участвовал в антигетманского восстания, в боях с деникинцами. Повстанцы возвращают оружие против петлюровцев и переходят на сторону красных войск. С апреля 1919 г. Фитилев уже член КП (б) У.

В 1921 г. появляется отдельным изданием поэма «В электрический век» и сборник стихов «Молодость». Позже Волновой становится одним из инициаторов создания ВАПЛИТЕ. По усилению партийного давления на культурные процессы все острее ощущалась погреба подчеркнуть самобытности украинской культуры, осмыслить пути художественного и литературного развития. Статья М. Хвылевого «О« сатану в бочке », или о графоманов, спекулянтов и прочих« просвитян », опубликованная ЗО апреля 1925 в« Культуре и быту », фактически начала литературную дискуссию 1925-1928 гг протяжении 1925-1926 гг . появился ряд памфлетов, объединенных в циклы «Камо грядеши», «Мысли против течения», «Апологеты писаризму. После публикации первой части романа «Вальдшнепы» перестает выходить журнал «Ваплите», а затем прекращает свое существование и сама организация. Волновой вынужден писать покаянные письма, клясться в верности коммунистической идеологии. Эти документы дают представление, в которые тиски был загнан писатель. От Хвылевого требовали раскаяния, он должен отречься от всех своих прежних идей. Для него уже были ясными ужасные ошибки и извращения в национальной политике, он догадывался, что голод в Украине сознательно организован. Оставив предсмертные записки друзьям-писателей, к дочери, он застрелился. Выстрел 13 мая 1933 был трагической точкой в истории украинского возрождения послереволюционных лет.

Валерий Шевчук Драма Николая Хвылевого Такой он уже был: вехами своей жизни измерил эпоху. Когда имел 21 — началась война, которая в 1916 г. захватила и его, не отпуская до конца дней. Сначала вдохновляла национальная революция, и он стал ее сторонником, но потом оказался среди красных, поверив в мировую басню об обновлении мира. Провинциал из села Тростянец млн. долларов США инвестиций первое свое стихотворение «Я теперь полюбил город» напечатал 1919 г., овияв себя революционной романтикой, мечтал о «синие дальше» и, может, сначала и не чувствовал в романтическом возбуждении, что те «синие даингах 1917-1919 гг векселя никто не оплачивал.

Следовательно, главная драма этого великого писателя и была та вопиющая противоречие, безнадежная конфронтация между тем, что хочется, и тем, что есть в действительности, между романтическим мечтателем и житейским грязью и свалкой. Вспомним видение из сна в его «Арабеска», того крысы, которого авторское «я» хотело забить, зато после «моего удара крыса рос, становился размером в болонку и пошел на задних лапах, а на голове его я вижу череп» — удивительное предвидение необорности житейского грязи, который вырос затем до кошмаров тридцатых годов. Вот она, драма Николая Хвылевого, ведь он так крысе с черепом на голове пошел на службу, поверив, что крыса то и есть новый человек и что именно этот человек построит новый мир. Искренне и честно воевал за ту нового человека и тот новый мир, а оказывается, что стрелял же в собственную мать, символически, конечно. Воевал с родным заско-рузлистю и хуторянством, не добачаючы одновременно, что те были, некоторым образом, самооборончим щитом, чтобы сохранить в национальном «я» свои вечные ценности, поэтому безоглядно виплескував, на радость крысе, с грязной водой и ребенка. Зато получал то, что имел — пустое, разбитое корыто. К сожалению, был противный большой идеи Григория Сковороды, что счастье не надо искать за морями и в чужих землях («синие дальше»), потому что не там оно живет, а в себе самом. Не в Азии оно и не в Европе, а в собственном «я», только в объявлений То надо познать.

Вспомним притчу о путевых у того же Г. Сковороды. Путники, странствуя Индией, увидели какое привиддя. Один сказал, что это лантушисько, другому грезилось город, еще другом село или камень, а был там дракон, собственно, этот крыса с черепом на голове. «Спасся один, — пишет Г. Сковорода, — что был глупее и осторожен» и в пасть дракона не пошел. Волновой же в пасть дракона ушел, потому также верил, что это не крыса-дракон, а светлый город будущего. Вот она — трагедия Николая Хвылевого. Пустил в душу антигуманную бациллу, из которой вырос нашептывателям, что говорил через его уста То ужасное: «И мы знаем, и скоро придет новый Спаситель и предтечей ему Атилла» («Сатана в бочке»), одновременно Того Сатану в бочке он видел , как и дракона, — «центр всесоюзного мещанства», как и крысы, что одно в тройной ипостаси. «Предтеча придет с огнем и мечом мьятежною грозой клич Европы», по-апокалиптические году предсказал Николай Хвылевой, так же, как ляментно то же провозглашала Кассандра Леси Украинский и болезненно предрекал приход Неизвестного М. Коцюбинский. Неизвестного, а с ним фата-моргана. И они, к сожалению, не ошиблись.

Комментарии: