Народ в лирике М.О. Некрасова

Я лиру посвятил народу своему. М. А. Некрасов Тема России и состояние русского крестьянства волновали многих писателей и поэтов. Еще Пушкин показал тяжелое состояние крестьянства в бесправном и голодной России. Четко изобразил ситуацию в России Лермонтов: «страна рабов, страна господ». Некрасов в своей лирике отражает свой взгляд на состояние народа в современной ему России. Он осмелился взглянуть в глаза правде и во весь голос заявить о страданиях народа, о его безграничное терпение и настоящую благородство. Дворянин по происхождению, Некрасов, как никто другой, сумел понять душу русского человека и проникнуться уважением к народу. Поэтому все свое творчество он посвятил служению народу. Поэт говорил: «Я призван воспеть твои страдания, терпением впечатляющий народ». Недаром образ Музы Некрасов взял не из античной мифологии, к которой обращались многие из его предшественников а из народной жизни. В 1848 году Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом …», где показывает образ своей Музы:

Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенном; Там били женщину кнутом, крестьянка молодую … Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя … И Музе я сказал: «Смотри! Сестра твоя родная! ..»

Муза Некрасова — Муза бедняков, гордая и прекрасная в своем страдании, призывающий к мести. Тот же образ «кнутом высеченной Музы» повторился затем и в стихотворении «Муза! я у двери гроба … », написанном поэтом за несколько дней до смерти. Горечью и страданием за судьбу народа проникнута вся лирика Некрасова. Где бы ни трудилась русский человек, везде его унижали и презирали. Бесправная труд стал нормой жизни. Поэт не может не ужаснуться, когда видел удивительные страдания бурлаков на Волге: Почти пригнувшись головой

До ног, обвитым канатом, обутых в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки, И был невыносимо дикий И страшно ясен в тишине Их мерный похоронный крик, И сердце дрогнуло во мне.

Читая эти строки, мы ясно видим все те мучения, которые выпали на долю бурлаков. Они показаны со страшной, неприукрашеный правдой. И эта правда, как стон, «песней зовется», слышится повсюду, где трудится, страдает и просто тянет свое прозябание русский мужик. Те же картины нищеты и бесправия мы видим в селах, где от зари до зари работает на своей полосе крестьянин-труженик. Безотрадное картины сельской жизни (стихи «В деревне», «несжатый полоса». Умер сын-кормилец, и бабка иметь вынуждена идти по миру. Надрывает душу тоскливый осенний пейзаж, заброшенная полоса, из которой не в силах забрать урожай истощен болезнью пахарь. Русский человек везде бесправная и несчастная. Недаром в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» поэт говорит:

Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал.

Некрасов не толькоописывает тяжелое состояние народа, но и осуждает его бесконечное терпение. В поэме «Железная дорога» поэт показывает рабский труд крестьян и в то же время подчеркивает их покорность:

Грабили нас грамотеи-десятники, секли начальство, давил нужда … Все претерпели мы, божьи ратники, Мирные дети труда!

Мужик безропотно сносил все унижения и издевательства, никого в своем нужды и бесправии НЕ обвиняя, кроме самого себя:

Ой, мужик! мужик, ты гришнише всех, И за что тебе вечно маяться!

Показывая бесправие народа, Некрасов противопоставлял его паразитического, роскошном жизни богачей и вельмож. Эта мысль отражена в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Стихотворение начинается с описания Петербурга, сцен, ежедневно происходят «у парадного подъезда», там, где решаются судьбы просителей. Но высокомерная и корыстная верхушка столицы безразлична к народному горю: «наш не любит оборванной черни». На фоне нищих, оборванных крестьян выделяется «владелец роскошных палат», вершитель человеческих судеб. Некрасов острым сатирическим пером рисует портрет вельможи, который провел жизнь «в ухаживания, обжорства, игре». Некрасов жалеет крестьян, от безысходности пьют, пропивают последнюю копейку в харчевнях. Но поэт не идеализирует мужиков. Его отношение к народу не признает сентиментальности. Изображая народную жизнь, Некрасов смотрел «изнутри», пытаясь понять психологию крестьянина, Такие стихи, как «Крестьянские дети», «Похороны», «Дума», «Сельские новости», правдиво, во всей ее неприглядности, показывают жизни села. Некрасов очень точно рисует безысходный трагизм положения крестьянина, темные стороны его быта и психологии, закоренелые возрастное рабство и угнетение. Но у этого униженного народа уже появляются яркие, сильные личности, настоящие герои. Такие как Каким Нагоя, Ермил Гирин, Савелий, которые в будущем способны стать настоящими народными вожаками. Поэт восхищается их богатырской силой, трудолюбием, но показывает и отрицательные стороны их жизни. Так, Каким Нагоя говорит о себе, что он «до смерти работает, до полусмерти пьет». Однако большая часть крестьян сохранила достоинство. Даже Яков Верный, который считался «образцовым холопом», решился на протест, пусть даже и поплатился за это собственной жизнью. Некрасов верит, что, несмотря на, казалось бы, безграничное терпение народа, он поднимется на борьбу. Призывом к борьбе служит «Песня Ерьомушци», где поэт провозглашает:

Необузданную, дикую К угнетателям вражду И доверенность большое К бескорыстной работы …

Глубокой верой в народ, в его творческие силы, в его талантливость наполнен стихотворение «Школьник». Сельский мальчик, школьник напоминает поэту о славной судьбе Ломоносова. Некрасов верит, что именно из народа придут новые яркие таланты, которые прославят Россию:

Не бездарный и природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных, то и знай …

Поэзия Некрасова — поэзия жизни. Ее суровая правдивость сочетается с высоким мастерством и совершенством формы.

p>

Не бездарный и природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных, то и знай …

Поэзия Некрасова — поэзия жизни. Ее суровая правдивость сочетается с высоким мастерством и совершенством формы.

Комментарии: