Поиск идеалов в романе П. Мирного

Где же правда на свете? П. Мирный

Конец XX — начало XX I века. Этот период важен тем, что в украинской литературе появляются поэты и писатели, имена которых известны и уважаемы и сейчас. Виайомлюсь с творчеством Панаса Мирного — мастера психо-пиьиииого романа. Я восхищаюсь его тиворамы, ибо они легко итпються, с интересом воспринимаю эпизоды рассказов. И почти в иисному из них чувствую остроту проблемы, противоположность ха-иНтсрив. Всем известно, что произведения художественной литературы заставлю и. нас задумываться над явлениями. Один из таких — имя Панаса Мирного «Разве ревут волы, когда ясли полны?». На Кованый еще в прошлом веке, он и сейчас волнует нас траге-и Ио жизненного пути главного героя Чипки Варениченко. Каждый человек рождается для счастья, радости. Каждая Мыть желает своему ребенку светлой судьбы. Стремилась к этому и Мот-нп, мать Чипки, но все мечты и чаяния разбивались о каменные Стены тогдашней действительности. Он не может изменить социальные об-Втпвины, наталкивается на равнодушие людей, не мирится с этим и стремится отыскать идеал правды и справедливости. Перед ним Постоянно стоит проблема выбора: смириться и «жить как все» или пойти в жизни своим путем.

Автор так ярко и увлекательно рисует Чипку в течение Иреього его жизни. Передо мною ужасное, по моему мнению, детство мальчика. Бедность, лишения, непонимание с детьми, но хуже всего то, что и взрослые люди издевались над ним. «Так жил Чипка, вырастал в голоде и холоде, нищете и бедностью. Так обидно поражают его маленькую душу слова, «незаконнорожденный», «урод», «запорток» и в его добром сердце растет озлобленность не только на людей, но и на Бога: И почему он не накажет злых, чтобы они не обижали добрых? Это ощущение стало сопровождать его всю жизнь.

Дед Улас рассказал Чипке о его отце, как издевались над ним господа, как отдали в солдаты. Парень мучительно переживает несправедливость этого старого пастуха: «И просыпалась небольшая злость в его небольшом сердце, росла, росла …» Чипка проникается глубокой ненавистью к помещикам: «Почему он (отец) их не вырезал, не выпалил?» А потом: «Я ему такого петуха пущу! »Мне кажется, что это уже определенные жизненные позиции. Однако парень не только ненавидел, но и любил. Любил сказки деда Власа, бабу Оришку. А нежное любви к Гале, которую искренне хотел сделать счастливой. Автор представляет своего героя человеком, который любит в жизни и в природе все хорошо, ласковое, красивое, всем интересуется.

Трудолюбивый земледелец, умный хозяин, опора для матери, способен ко всякой дела — таким видим Чипку в дальнейшем. Внутренне я чувствую, как моя жалость перерастает в чувство восхищения его успехами. В это время он думал, что нашел в жизни свой идеал, тает снав, что еще ожидает его. Цепкая протестует, борется, ищет справедливости в жизни, но, не найдя ее, становится «пропащей силой». Он потом деморализуется, заводит дружбу с разбойниками (Лушней, Матня и Пацюк), начинает пьянствовать, ноча-

мы «наведывается к панской кладовой», ступает на «скользкий путь». И на это есть существенные причины: судейские обманом отобрали у Чипки основу основ его существования — землю, после чего перед человеком встала То ужасное: «Идти куда хочешь». Цепкая тяжело пережил глубокий моральный кризис, обусловленный потерей земли. «.. . Хотел честно хозяйничать, а землю отобрали, хотел по правде жить, а правды не было, любил людей, а люди «готовы друг друга в ложке воды утопить. Цепкая позже приходит к идее «темной ночи половиниты нажитое чужими руками добро», к той же идее, что определит содержание и характер его стихийного протеста. Пройдет подходящее время — и Чипка разбогатеет на «идейном» разбоя, хотя потом откажется от него, осознает уродство такого способа борьбы с социальной неправдой, поверит в фальси ^ Шиву установку — земскую равенство, полностью отдастся земськииш деятельности, чтобы таким способом честно служить крестьянской общине , защищать ее интересы. И если впоследствии наступит крутой по4 ворот, если

Цепкая снова вернется к разбою, на этот раз не только кровавого, а уже и вовсе лишенного идеи уравнения бедных с богатыми, станет изуверы, то все это произойдет отнюдь не вследствие произвола страстей героя, а под влиянием глубокого рас-; ложь, обусловленного снова же факторами социального порядка, прежде той, ничем не ограниченной несправедливостью, которую оказывали народа всевластные господа и целая стая их людей. «Украину кругом обложило панство, вгрызлось ей в самое сердце и, словно воронье, терзало ее полумертвий труп», — писал Панас Мирный в те времена. Проблема выбора в этом романе предстает и перед, другими героями. Грицько, его товарищ с детства, быстро нашел свою дорогу в жизни, разобрался, где ему лучше. «Грицько теперь совсем другими глазами смотрит на людей: к богатым тянулся, а на голытьбу поглядывал свысока». Цепкая в душе завидовал ему, шел к нему за советом, но столкнулся с тем, чего меньше всего ожидал: «Плюнь ты на общество», — советует ему Грицько. И жизненные их пути расходятся.

Перед матерью Чипки тоже стоит проблема выбора. ей жалко своего сына, она сочувствует ему всей душой, радуется за него, когда ему хорошо. Но он становится на гибельный путь разбоя, убийства и она не может противостоять ему, идет в волость и заявляет на сына. Она выбрала этот путь. А Галя, его жена? Она тоже должна выбирать. Дочь разбойника, она не ищет идеала, а любит Чипку таким, какой он есть. Я искренне сочувствую ей, потому что Галя — это интересный, оригинальный, привлекательный образ, и не может она примириться с кровавым разбой мужа и кончает жизнь самоубийством. Вот и перевернута последняя страница романа. До боли не хочется расставаться с героями, ужасно воспринимаю смерть Гали, размышляю над тем, какое злосчастье жизни в Мотре.

е она примириться с кровавым разбой мужа и кончает жизнь самоубийством. Вот и перевернута последняя страница романа. До боли не хочется расставаться с героями, ужасно воспринимаю смерть Гали, размышляю над тем, какое злосчастье жизни в Мотре.

Комментарии: