Проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет»

Школьное сочинение начале XVII в. столкновение мира, в котором господствуют «сила золота и пагубные страсти», со старым миром жестокого феодального насилия поколебать светлую веру гуманистов в торжество добра, человечности, чести. Именно в те времена английский драматург Уильям Шекспир создает наиболее философский и найпроблемниший произведение — трагедию «Гамлет». И Принц Гамлет, главный герой трагедии, сначала предстает перед нами как типичный интеллигент-гуманист, который искренне верит в человека — «совершенных по всем созданиям. Он — студент одного из престижных университетов в свое время, окруженный друзьями. Преисполненный горячей любовью к жизни, и герой не знает, что его представление о мире и реальная жизнь — разные вещи. Но вскоре он это поймет, и два противоречивых чувства завладеют его душой.

Вернувшись в Датское королевство после неожиданной смерти отца, принц узнает, что мать, королева Гертру-да, не успев сбить «башмаков, в которых она за гробом мужа шла в слезах», выходит замуж за ничтожного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Принц клянется отомстить-негодяй, и отныне месть становится смыслом его жизни. В знаменитом монологе Гамлета о человеке автор показывает, что в принце начинается разрушительная борьба между идеальными представлениями и жестокой реальностью.

«Что за мастерское произведение человек! Какой благородный умом! Какой безграничный даром! Как поражает и удивляет доциль-ностью фигуры и дела! Действием подобен ангелу! Тямою — к божеству. Украшение вселенной! Совершенных из всех созданий »подлое убийство отца, непристойное и позорное замужества матери с Клавдием, вероломство придворных, предательство друзей и малодушное слабость любимой, — все это, наполняя душу невыносимыми страданиями, безжалостно сталкивает принца с проблемами реальной жизни. Приходит горькое усвидом! ления того, что «Дания — тюрьма», «возраст розладнався, АД« свихнулся ». Надев маску шута, Гамлет вступает в неравный смертельный бой. Он убивает Полония, который шпионит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, отказывается от Офелии, которая не может противостоять злу и втянута в интригу против Гамлета. Не о воздаянии за личную обиду или только о мести за убитого отца думает Гамлет; душу бередят И размышления о необходимости битвы с мировым злом: «свихнулся время … О судьба зла моя! Почему его направит должен я? »Но имеет ли он на это право? Ведь зло живет и в нем самом: «Сам я более-менее честный, да и то мог бы упрекнуть себе нечто такое, что лучше было бы моей маме и не родить меня на свет. Я очень высокомерный, мстительный, честолюбивых … Мы все отъявленные проходимцы … »Как же тогда победить зло? Как помочь человеку стать «гвоздем вселенной»? Гамлет медлит, страдая под тяжестью вселенской муки, ставя перед сбоя роковой вопрос: «Быть или не быть

В решении этого вопроса и заключается сущность трагедии Гамлета — трагедии личности, которая пришла в мир слишком рано и отчетливо увидела его несовершенство. Это трагедия ума. «Так разум пугливыми нас делает, яркие краски внезапной отваги от размышлений теряют цвет свой, а намерения высокие, чуть зродившись, умирают, еще не воплотившись в действие». Отсюда и скорбь Гамлета, который осознает, что в борьбе со злом единственно возможным способом является то самое зло, применение которого искажает и искажает самую благородную цель. Отсюда почти отчаянный крик, вырывается из груди Гамлета перед встречей с матерью:

Не предай природы, сердце, не позволь Нероновий души войти в эти грудь. Пусть буду я жестоким — и не зверем, пусть ранит острое слово — не кинжал, душа и мой язык пусть лицемерят. Как слова поблизости сердце ей, соединить, душа, с делом их не смей!

В нем все кипит, клокочет, вздрагивает, он действительно близок к безумию, потому что зрелище господствующего зла невыносимое для него. И Гамлет наконец принимает решение.

Взяв на себя личную ответственность за мировое зло, за все несовершенства и страдания людей на земле, остро, чувствуя свое одиночество и осознавая свое бессилие, Гамлет все же бросается в бой и гибнет как борец, завещая нам образец поведения человека и понимание того, какой смелой должна быть ее мнение, какими светлыми должны быть ее помыслы, и совесть, и душа в борьбе за высокие человеческие идеалы.

Трагедия Шекспира нарушает вечные проблемы: противоречие между идеалом и действием, целью и средствами ее достижения, роль личности в истории и, наконец, в чем заключается смысл жизни каждого человека.

Комментарии: