Школьное сочинение — Мои размышления над строкой Н. С. Гумилева

Судьба, личность и творчество Николая Степановича Гумилева вызывают сейчас большой интерес. Это неудивительно, так как его творчество полно смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли. Гумилев был необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и расстрелян в 1921 году (ему было 35 лет). Свое первое стихотворение "Я в лес бежал из городов …" Гумилев опубликовал в журнале "Тифлисский листок" в 1902 году, т.е. в 16 лет. В 1905 году появилась книга стихов "Путь конкистадоров. "На выбор тем, по приемах творчества автор явно примыкает к" новой школы "в поэзии. Но пока его стихи — только перепевы и подражания, далеко не всегда удачные ", — писал В. Брюсов о первом сборник Гумилева, выпущенный, когда он еще учился в гимназии. Какой-то мере Брюсов был прав. И все же юношеские, стихи имели свой настрой. Новый подход Н. Гумилева к миру виден в следующих строках:

Как грустно в небе диком и беззвездной Растут туман, но я молчу и жду, И верю, я любовь свою найду … Я конкистадор в панцире железном.

"Конкистадор" завоевывал не земли, не страны, а новую любовь, проникая в "тайны чудесных снов", добывая звезды с "заснувшего небосклона. В его первом сборнике видны следы символистской поэзии: "голубая высота", "вечное блаженство мечты", "чары красоты". В 1908 году выходит его вторая книга "Романтические цветы", в котором духовные запросы Гумилева получили дальнейшее развитие. Здесь чувствуется жажда сильных и прекрасных чувств: "Ты среди кровавого тумана к небесам прорезывали путь", "… перед ним неслась, белее пены. Его большая любовь ". Но теперь желательно видится лишь в мечтах, видениях. Сборник волнует грустным авторским ощущением немицности высоких порывов, призрачности счастья в скучном жизни — и одновременно стремлением к прекрасному. Большинство стихотворений Гумилева имеют спокойную интонацию. Но необычный стиль придает им внутреннюю напряженность. В своих стихах поэт "оживляет" легендарные мотивы, творит фантастические превращения, многие из которых автор почерпнул, путешествуя по Африке. В ряде своих стихотворений поэт стремится передать общий трагический состояние мира: "Пусть смерть приходит, я зову каждую. Я с ней буду биться до конца … "

В сборнике "перлы" Гумилев выражает свое уважение к деяниям таких незабываемых путешественников, как Крук, Лаперуз, да Гама. Небольшой цикл "Капитаны" рожден тем же стремлением д неизведанного, тех же преклонение перед подвигом:

Ни перед грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса.

С именами великих путешественников входит в цикл "Капитаны" поэзия великих открытий, несгибаемой силы духа всех, "кто дерзает, кто хочет, кто Шукае ". В сборниках "Костер" и "Огненный стояк" автор прикасается к миру таинственного, непознаваемого. Ему близки образы звезд, неба, планет. При некоторой "комичности" действий все стихи выражали взгляды на вполне земные процессы. И все же вряд ли можно говорить о творчестве Гумилева как о поэзии реалистичной. Он сохранил романтическую исключительность, причудливость душевных процессов. Но именно таким бесконечно дорого нам слово Мастера. Многие десятилетия мы были обречены на слухи и домыслы о его судьбе — и о жизни его, и уж тем более об обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт была штормом. Старая няня увидела а этому своеобразный знак, сказав, что в рожденного "будет бурная жизнь. И она оказалась права: поиски,. метания, страсть к путешествиям — короткие, но бурные 35 отпущенных Всевышним лет. Как говорят, поэт в России — больше, чем поэт, И никто не может сказать о поэте лучше, чем говорят его стихи:

Я пропастями и бурами вечный брат, но я вплету в воинственное наряд Звезду долин, лилию голубой.

Поэзия Гумилева аполитична, и это один из моментов, что, наряду с искусством стиха, привлекает меня в его творчестве. В его стихах нашли отражение и любовь, и путешествия, и война, и экзотика. Только политика осталась в стороне. Гумилева волновали не вопросы обустройства мира, а сам удивительный и неизвестный мир, ощущения от столкновения с ним. Он создал теорию акмеизма, призывая воспринимать мир безоговорочно, но сам акмеистов не стал, потому что был больше, значительнее этого направления. Кажется, что каноны акмеизма были для него лишь условностью. А какие были у него учителя! Николай Гумилев — прирожденный поэт, построивший собственный мир слова и чувства. Время доказало, что этот мир нам не чужд, как не чужда любовь и грусть, счастье и разочарование. Но печаль стихов Гумилева особенно лирична, особенно чувственная, по-особому трогательная: Сегодня, я вижу, особенно грустный твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Каждая книга Гумилева — это итог сделанного им на момент ее выхода, это осмысление жизни и серьезная работа души,

Глас Бога слышит в воинской тревоге И Божьими зовет свои дороги.

Его философская лирика вылилась в сборник "Сагайдак", в котором он задается вопросами, ранее его не волновали, делает открытия, до сих пор ему недоступны, например:

Я вежлив с жизнью современной, Но между нами есть преграда … Все, что смешит ее, горделивую, Моя единственная отрада.

Несмотря на большую увлеченность экзотическими странами Африки и Азии, Николай Гумилев безгранично предан родине. В то время, когда многие уже покинули или собирались покидать Россию, он возвращается, идя навстречу первой волне эмиграции. Я не знаю, как сложилась бы его судьба вне родины, но для русской поэзии он сделал максимум того, что мог, именно потому, что вернулся.

ртаеться, идя навстречу первой волне эмиграции. Я не знаю, как сложилась бы его судьба вне родины, но для русской поэзии он сделал максимум того, что мог, именно потому, что вернулся.

Комментарии: