Трагическая любовь «девушки и легенды». Исследование жизненных коллизий Маруси Чурай

Сокровища, известные человеку, классифицируются на две группы: те, которые намертво лежат в земле, и идущие от рода к роду, окутывая глубинным очарованием человеческую душу. К таким сокровищ принадлежит и народная лирическая песня. Почему-то считается, что авторов у народных песен нет. их просто пишет народ. И как это можно представить? Собрался народ, сел «кругом», набросал на бумаге десяток-другой хитов? На самом деле у каждой песни есть автор, просто его не всегда знают, а называют их так, потому что поют всем миром (народом). Маруси Чурай, жители средневековой Полтавы, повезло. Ее имя как автора популярных песен эпохи Богдана Хмельницкого не только известное сегодня, она еще больше популярна, чем в своем неудобном и неуютном XVII веке.

О ней написано много литературных произведений. Русский критик А. Шаховской назвал Марусю Чурай «малороссийском Сафо». Городские власти Полтавы собирается строить скульптурную композицию в честь своей знаменитой землячки. Обидно, что не сохранилось изображение этой пылкой и смелой девушки, пожар 1658 уничтожил городские архивы. Легенды рассказывают о том, что она была высокой, чернобровый девушкой с серьезными карими глазами и немного грустной улыбкой. Странная, не такая, как все!

Маруся — единственная дочь Горпины и Гордея Чурай, которые поженились, любя друг друга. Такое явление супружеской жизни было очень редким. Любовь была приятной темой для девичника и грустные песни. Женились только по хозяйственным расчетов, иначе молодая семья была обречена на голодную смерть. Времена были сложные и суровые, а основной инстинкт — это все-таки инстинкт самосохранения. Обычно родители молодых договаривались о хозяйственном сторона вопроса, только потом спрашивали согласия у молодых и женили их. Причем невеста получала от матери участок земли, оставалась ее собственностью, независимо от желания человека.

Так и жила семья Чурай. Гордей — махал шашкой в полтавском полку, приобрел звонке славу, но полностью разорил собственный дом. Дослужился до чина полтавского урядника, но был казнен шляхтой, против которой поднял восстание. Маруся повзрослела в тот день, когда увидела отрубленную голову отца на воротах. Тогда же она написала свою первую песню. И не о стежки-Барвин-ки, а все больше о казацкой судьбе, злые битвы, достоинство и мужество. Взрослые удивлялись, откуда юная девушка берет такие слова, такие мысли? «Мне ангелы напевают с небес», — спокойно отвечала Маруся.

Талант девушки возрастал с каждым годом, как и она сама. Пришла любовь к Гриця Бобренко, которому Маруся дала обещание у старой мельницы, ждать его, смелого, упорного казака из похода. Она публично оценила его прошаичись с ним на городской плош> Воплощение в образе Маруси Чурай моральное красоты «таланта украиясьизго народа Когда хотят что-то хорошее сказать о народе, то рассказывают о землю, горы, леса и реки. Вспоминают, каких больших людей дала эта земля миру. Творчество Лины Костенко — пример благородного служения поэзии и народу. Она пишет о встревоженную душу человека, ггро ее борения и стремления к счастью сквозь беспросветные облака и безнадежно искалеченное жизни. От стиха к стиху, как ступеньками, поднимается все выше и выше поэтическая красота и величие поэтессы, в которой раскрывается история, героика, прошлое и настоящее нашей Украины. Все это с наибольшим блеском воплотилось в вершинным романе «Маруся Чурай».

Об этой дев чина из легенды создан переводы, написано очерки, художественные произведения. К осмыслению феномена ее жизнь творчеству обращались Г. Квитка-Основьяненко, М. Старицкий, В. Самойленко, С. Руданский, но об этой личности история не оставила нам ни одного свидетельства. Другое дело — летенда! Она и стала сюжетной основой романа Лины Костенко, Но поэтесса по-новому осмысливает его. Маруся Чурай — не просто красивая девушка с ее естественным желанием любить, быть счастливой в семейной жизни. Она унаследовала от своих родителей благородство, душевную красоту, певучий мамин голос. Идеалом любви для Маруси является супружеская жизнь его родителей, которых судьба свела ^ «будто в награду за то, что имели незглибими души». Таким же безоговорочный сильным было и Марусино любви к Гриця. Она мечтала о семейном счастье, где супруги идут рядом всю жизнь, снося радость и горе вместе. В этом проявляется прекрасная нравственная черта героини — преданность любви, умение идти на самопожертвование ради супружеского счастья.

Марусино любви выросло, как песня, а когда прервалось, то, «как струна», на высшей ноте, сожгло душу в пепел, оставив в ней единственный вопрос: «Почему Гриша бросил ее, пошел свататься к Гале Вишнякивны?»

Маруся не обвиняет его в измене, но наказывающий себя, что не распознала ранее свою неравенство с Гришей по духу, потому что «неровня душ — это хуже, чем имущества» Да, измену можно забыть, но простить его нельзя, она так больно ранит душу, безжалостно рвет сердце на кусочки. В том и оказалась моральная красота Маруси Чураивны, что она смогла простить Гришу, заглушить боль и обиду, потому понятна:

Моя любовь достигала неба, а Гриша ходил ногами по земле.

Комментарии: