Каменный крест как художественный символ украинского крестьянина-бедняка (по новелле Стефаника «Каменный крест»)

Начать свое произведение я хочу воспоминаниями о встрече Василия Стефаника и Гната Хоткевича. Однажды писатель-новеллист спросил писателя-романиста:

Как вы можете так много и легко писать?

Хоткевич ответил: «Видите, такая несправедливость в этом мире. Вам достаточно написать несколько страниц, чтобы сказать, что у вас есть талант, а мне надо — целую книжку ».

В этих словах — высокая оценка и глубокая характеристика непревзойденного мастера психологической новеллы В. Стефаника.

Жизнь писателя была нелегкой, но он прожил его честно. Взяв в руки перо вместо Чепига, оставил нам около семи десятков новелл. Писал мало, а написал много, потому что созданное им — большое и величественное.

Каждое произведение писателя — трагедия его души, выстраданная в слове. «Я писал так, — вспоминал новеллист, — чтобы струны нашего крестьянства так крепко настроить и натянуть, чтобы из того вышло большое музыка Бетховена».

Василь Стефаник, сам земледелец, болел за украинских тружеников, нищенское существование которых гнало их в массовую эмиграцию в Америку. Проводы на чужбину (а отъехали в те годы много родственников писателя) напоминали похороны с массовыми причитаниями и оставляли навсегда в сердце память о них. Под влиянием этих событий (я имею в виду эмиграцию 1980-1910 г. г.) писатель написал новеллу «Каменный крест».

По смыслу это достаточно просторный произведение. В нем рассказывается об Иване Дидуха, о его прощание с крестьянами перед отъездом в Америку. Ивана Дидуха новеллист из жизни перенес на страницы своей новеллы, не изменив фамилии и имени. Писатель знал его лично, оставил воспоминания о нем. «И. Дидух, — вспоминает В. Стефаник, — не хотел покидать своего каменистого грунта, и дети, невестки и дочери, не давали ему жизнь … И он согласился на отъезд. В своих письмах из Америки Дидух писал, что эта жизнь ему неприятно. Ностальгия заранее свела его в могилу.

В новелле писатель ничего не говорит о жизни эмигранта, у него другая цель: показать те социальные процессы, которые заставили крестьянина покинуть родную землю.

Сколько помнят односельчане, Дидух после увольнения из армии, работал на каменистом холме, оставшийся ему в наследство. Работа изнуряла крестьянина, забирала последние силы. Ежегодно ранней весной он впрягався рядом с лошадью, возил навоз, обрабатывал землю, засевал поле. А осенью собирал урожай. Тяжкий труд согнула его и крестьяне дали прозвище Ивану «поломанный».

Новелла имеет своеобразную композицию. Первый раздел — экспозиция, следующие шесть — воспоминания Дидуха о своей жизни. Воспоминания — в форме монолога, а монолог, как мы знаем, помогает понять внутреннее состояние человека. Невыдуманную правду о крестьянина-раба новеллист усиливает различными подробностями: руки у него жилистые, натруженные; когда он впрягаетсяоряд с лошадью, на его лице выступают синие жили все его тело напряжено и особенно, когда он мешками выносит навоз на землю.

Если внимательно читать монологи-исповеди, можно прийти к выводу, что все они вращаются вокруг холма, на котором крестьянин-земледелец ставит каменного креста и выбивает на нем свое и Дружинин имя. Иван сросся с холмом, на нем прошло его жизни. Он даже готов везти его за океан. Горе от разлуки с горбом так велико, что все предыдущие невзгоды кажутся ему счастливым прошлым, солнечной мнением. Драматизм переживаний усиливается деталями, от которых стынет сердце: тоскливое пение, танец с женой, каменный крест. Прощаясь с односельчанами, Дидух просит их не забывать холма и каменного креста на нем, а на праздники пропить их.

Что собой символизирует каменный крест? Думаю, что в основе этого образа — страдальческое судьба крестьянина, всю жизнь работал на земле, а она так его и не накормила.

Новелла поражает реальностью картин. По мнению О. Кобылянской, между словами этой новеллы «теснились крупные слезы, как жемчуг». Слезы от того, что человек вынужден был бросать то, чего в жизни не выбирают, заживо пряча себя на родной земле.

Комментарии: