Конфликт лирического героя с реальностью в лирике Гейне

Вся творческая деятельность великого немецкого поэта Генриха Гейне связана с его борьбой за светлое будущее Германии, за свободу и счастье немецкого народа.

Творческое наследие Гейне пронизана гуманистическими идеалами свободы человеческой личности. Высокое мастерство поэта, блестящий полемический талант публициста оказали идеи Гейне понятными для людей, живущих в разных уголках земного шара.

Но творческая личность Гейне развивалась в тот период, когда в литературе Германии, как и многих европейских стран, распространялся романтическое направление, повлиявшим на становление молодого поэта. Учась в Бонне, Гейне с восхищением слушал блестящие по форме и богатые фактами лекции Августа Вильгельма Шлегеля, одного из теоретиков реакционного романтизма. Но не был слепым последователем своего учителя, о чем свидетельствуют и его стихи, и статья «Романтика», напечатанная в 1820 году. Нарушая идейно-эстетические законы немецкой романтической школы выдавать желаемое за действительность, Гейне высказал в статье мнение о том, что Германия свободна и «… ни один поп не может заточить в тюрьму немецкие умы: ни один благородный дворянчик не имеет больше права кнутом гнать на барщину немецкие тела, и потому немецкий муза также должна стать свободной, цветущей, простой, честной немецкой девушкой, а не млея монахиней или напыщенной рыцарской девой ».

А в своем поэтическом творчестве Генрих Гейне пошел значительно дальше немецких романтиков. Наиболее весомыми произведениями двадцатых годов, которые поставили Гейне в передовые ряды тогдашней литературы, стали «Книга песен» и «Путевые картины».

Сборник «Книга песен» заняла важное место не только в творческом наследии Генриха Гейне, но и сыграла важную роль в развитии всей немецкой лирики. Продолжая лучшие традиции национальной поэзии, Гейне проложил своей сборкой новые пути развития немецкого лирического стихотворного жанра.

«Книга песен» представляет собой лирическую повесть, объединенную одной общей темой — темой любви. Но величие Гейне-поэта состоит в том, что в интимно-лирической тематике сборника он сумел отразить действительные черты своего современника — молодого человека десятых-двадцатых годов XIX века, оппозиционно относится к действительности. На это повлияла и личная драма Гейне: а его возлюбленная видела в поэте только бедного родственника. Но в сборнике эта тема имеет социальное звучание. История любви в произведениях Гейне стал выражением протеста против дворянско-бюргерской морали, о чем свидетельствует стихотворение «Лирическое интермеццо».

Гейне понимал, что его страдания — это тяжелая общественная болезнь, истощая многих людей Германии, угнетенных своим политическим бесправием, и обращаясь к своей возлюбленной, говорил:

Я поэт немецкий, Известный в немецкой стране,

Где вспомнят о лучших людях, Там вспомнт и обо мне.

А что со мной, малютка, — Так у многих немецких людей.

Где вспомнят о худших напастях, Там вспомнят и о моей.

Стихи, вошедшие в «Книгу песен», создавались в течение около десяти лет. Они являются наглядным примером развития мировоззрения и совершенствования художественного мастерства Гейне. Все острее и глубже звучат в его произведениях оппозиционные социально-политические мотивы. С изменением мировоззрения автора меняются и черты лирического героя. Он живет в реальном мире, но чувства его овеяны светлым и радостным колоритом.

Автор словно убеждает и себя, и лирического героя своих произведений в том, что при любых социальных условий человек стремится к счастью. В интимной лирике поэта появляются другие оттенки. Легкая грусть неразделенной любви не имеет ничего общего с болезненной тоской ранних стихов.

Лирический герой циклов «Лирическое интермеццо» и «Возвращение на родину» не поэтизирует мистическое, потустороннее любви, а утверждает идеал земной любви во всей его жизненной красе:

Дорогая, что же это: не пустой ли

призрак ты, Что возник в мозгу

поэта В пору летней духоты?

Нет! Такой улыбки чистой, Глаз,

такой струящих свет, Красоты

такой лучистой не придумает

поэт.

Недаром стихи этих двух сборников зрелого мастера привлекли внимание многих композиторов и стали всемирно известными романсами.

Дальнейшая творчество художника опирается на метод иронии, свойственный большинству романтиков, для которых ирония служила средством примирения с действительностью, вводила в мир иллюзий и обыденности.

Гейне же обращается к иронии, чтобы, наоборот, развеять бесплодные романтические иллюзии, показать их беспомощность при столкновении с действительностью.

Часто в уста лирического героя автор вкладывает острую политическую сатиру, которая в дальнейшем творчестве стала неотъемлемой чертой его прозы. В начале тридцатых годов основным жанром творчества Генриха Гейне становится публицистика. И только мощный революционный толчок лет сороковой, который требовал от литераторов агитационных функций, вернул Генриха Гейне к лирике, с которой он больше не расставался до последних дней своей жизни.

Но последний период творчества мастера уже не стал периодом поисков. Его можно назвать периодом сомнений. Реакция на неудачном завершении революции 1848 года нашла свое отражение в сборнике стихов «Романсеро». Лирический герой этого сборника выражает разочарование в борьбе. Как личную трагедию он воспринимает гибель истинных героев и торжество проходимцам:

Эй! От смерти бесполезно

В панцирь прятаться железный;

Весь в крови падет герой.

Одолеет добрых злой.

Но конфликт лирического героя с реальностью как раз и состоит в том, что он вступил в спор сам с собой, но у него сохранились и воля к борьбе, и вера в победу над силами реакции.

Забытый часовой в войне свободы,

Я тридцать лет свой пост не покидал,

Победы я не ждал, сражаясь годы;

Что не вернусь, не уцелел — знал.

Где же смена? Кровь течет, слабеет тело …

Один упал, — другие подходи!

Но я не побежден: оружье цело,

Лишь сердце порвалось в моей груди.

Вот таким и предстает передо мной лирический герой произведений Генриха Гейне. А художник, создавший всемирно известные шедевры лирики, прозы и публицистики, сумел воспроизвести тончайшие оттенки настроений человеческой души, живет и будет жить в веках. Ведь взлет человеческой мысли не имеет границ. Вот в этом, по моему мнению, и заключается бессмертие.

Забытый часовой в войне свободы,

Я тридцать лет свой пост не покидал,

Победы я не ждал, сражаясь годы;

Что не вернусь, не уцелел — знал.

Где же смена? Кровь течет, слабеет тело …

Один упал, — другие подходи!

Но я не побежден: оружье цело,

Лишь сердце порвалось в моей груди.

Вот таким и предстает передо мной лирический герой произведений Генриха Гейне. А художник, создавший всемирно известные шедевры лирики, прозы и публицистики, сумел воспроизвести тончайшие оттенки настроений человеческой души, живет и будет жить в веках. Ведь взлет человеческой мысли не имеет границ. Вот в этом, по моему мнению, и заключается бессмертие.

Комментарии: