Контраст уродливого и прекрасного в произведении Гофмана «Малыш Цахес»

Каждая страница творчества великого немецкого романтика — это страстная борьба прекрасной души поэта с низменным, уродливым миром. Свою личную судьбу Гофман видел как часть общей судьбы «маленьких людей», стоявшие на пороге двойного бытия: между скудными делами и большими иллюзиями. Защита окружающей хроническое убогство, атмосфера филистерства приводили к неприятию действительности. Спасение от духовно ограниченного, пустого, серого жизни автор находит в романтических мечтах, в искусстве, является единственной суверенной частью человеческого духа.

В сказке-новелле «Малыш Цахес» перед нами предстает в образе страны, где введен «просвещение». Гофман обличает с помощью всевластной иронии причудливую величие великих князей, гофмаршалив, широко используя средства фантастического гротеска. Это кукольная государство, где все похоже на нелепый маскарад, все ниточки которого держит чудовище — карлик Цахес. Родившись уродом, он благодаря милости феи имеет три магические волоски, которые делают его в глазах других людей мудрым и прекрасным. Присвоив себе чужой труд, славу, любовь, он становится первым лицом в стране. Это всесильный министр, кавалер ордена зеленого тигра с двадцатью пуговицами. Итак, духовная и физическая чудовище Цахес является сердцевиной филистерской мира. Гофман и подает его в карикатурно-комическом, сниженном плане.

Филистерство в науке символизирует комическая фигура профессора Моша Терпина, «апостола механизации жизни», изучает «птиц и животных в жареном виде».

Кукольном механическом мира противостоит романтичный мечтатель Бальтазар, который ищет спасение от пустоты филистерской существования в поэзии, в радостной симфонии природы. Это идеальный мир, где живут гармония, свобода. Бальтазар олицетворяет художника, а не филистера, на которых разделил мир Гофман. И именно ему открывает тайну власти ужасного чудовища Цахеса мудрый Проспер Альпанус. Только Бальтазар может освободить мир от низости, потому что он «одаренный внутренней музыкой». Именно он рассказывает миру о любви соловья и красной розы, потому способен видеть тайны природы.

Как в настоящей сказке, здесь побеждает Добро. Цахес погибает, оказавшись в серебряном горшке. В чем же загадка его судьбы?

Фея жестоко ошиблась, считая, что «внешний прекрасный дар прорастет и в твоей душе. Но внутренний голос не проснулся. Твой косного, жизненно состоянии дух не смог подняться, ты не отделялся от низости ».

Итак, життетворчий дух — дух художника, а филистерство является лишь уродство настоящей жизни. Именно это доказывает сказка-новелла великого романтика, который стал одним из проводников человечества в его духовных блужданиях.

Комментарии: