Культура Киевской Руси

Корни украинского народа достигают времен, предшествовавших эпохе Киевской Руси. Своими истоками наш народ тесно связан с историей славян.

В далеком прошлом возникла устное народное творчество эпохи Киевской Руси. С того времени до нас дошли легенды и предания, дружинные, праздничные, свадебные песни, былины, колядки, пословицы, поговорки.

Прекрасными памятниками древнерусской народного творчества — былины. Они воспевают мужество и храбрость богатырей, которые самоотверженно защищали родную землю от врагов.

Произведения устного народного творчества у всех народов предшествовали произведениям письменным; первый из которых в Киевской Руси стали летописи. С возникновением письменности в Киевской Руси начали записывать самые выдающиеся исторические факты. Записывали их либо очень кратко, либо в виде развернутых рассказов ( «сказаний»). Впоследствии эти записи были объединены и размещены в хронологическом порядке. Итак, летописям называется возведение в хронологической последовательности ( «за годами») коротеньких записей и подробных рассказов об исторических событиях.

Раннее возникновение летописей является свидетельством высокой культуры древнерусского государства уже с начала ее существования. По мнению некоторых исследователей, древнейший летопись была создана во времена Аскольда во второй половине IX века. Но он не сохранился. Первым летописи, дошедший до нас, является «Повесть временных лет», созданный в начале XII века.

Оригинальная литература Киевской Руси представлена не только летописями. В ее популярных жанров принадлежат церковные проповеди, обучающие и гала. Но жемчужиной древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве».

Памятники древнерусской литературы свидетельствуют о распространении образования в Киевской Руси еще до принятия христианства. После этого знаменательного события забота об образовании взяли на себя государство и церковь. В княжение Владимира Святославича в Киеве существовала государственная школа, в которой учились дети «нарочитой угаре» — ближайшего окружения князя. Существовала школа и при Софийском соборе. Именно здесь была основана первая известную на Руси библиотека и открыто мастерские, где переписывались и переводились книги, привезенные из Византии и Болгарии.

Способности и исключительное мастерство были присущи русским зодчим. Они возводили великолепные сооружения из дерева, камня и кирпича. Основным строительным материалом служило дерево. Но существовали на Руси и каменные сооружения. Самый древний каменный дворец, известный под названием «дворец княгини Ольги», был обнаружен археологами на Старокиевской горе. В летописи он упоминается под 945 годом. Но главное украшение городов Киевской Руси — церкви. В течение 989-996 pp. в Киеве возводился храм Богородицы. Эту величественную церковь назвали Десятинной. Она была богато украшена: стены расписаны фресками, Мозакой, для отделки использовался мрамор. Летописи называли ее «мраморяною».

Настоящего расцвета достиг градостроительства во время княжения Ярослава Мудрого. 1037 в Киеве построен самый большой собор государства — Софию Киевскую. Кроме богослужений в этом храме справлялись торжественные государственные церемонии, заключались договоры. Здесь сажали на престол киевских князей, хоронили их. Во времена Ярослава сооружаются главные городские ворота столицы — Золотые ворота с надвратной церковью. Однако строительство разворачивалось не только в стольном граде. В Чернигове был возведен Спасский собор, по образцу Софии Киевской строились соборы святой Софии в Новгороде и Полоцке. В конце XI в. соорудили Михайловскую церковь и Епископские ворота в Переяславе. На западных границах Киевского государства, в Перемышле, был построен дворец и белокаменную круглую церковь-ротонду.

Вместе с архитектурой высокого уровня достигло изобразительное искусство Киевской Руси — мозаика и фреска, иконопись и книжная миниатюра. Шедеврами мирового значения являются мозаики Софийского собора. Уральский среди них изображение Христа Вседержителя и Богоматери Заступнице ( «Оранта»). Кроме мозаик для отделки использовались фрески. Совершенные фрески Софийского собора и других храмов того времени много рассказывают о жизни и быте древних русичей.

В Киеве, Чернигове, Галиче и других городах существовали иконописные мастерские. Иконы писались на деревянных досках и были во всех церквях, рисовали их по определенным канонам. Совсем не каждый художник имел право писать иконы.

Во времена Ярослава Мудрого, когда большой авторитет приобрела книга, расцвела книжная миниатюра. Так, «Остромирово Евангелие», написанное в 1056-1057 pp, украшенное прекрасными заставками и тремя изящными миниатюрами.

Богатой была Киевская Русь на музыкальные таланты. Из письменных источников известно о выполнении при дворах князей и бояр светской музыки, пения и о забавы скоморохов. Чрезвычайно ценными для изучения искусства музыки есть фрески Софии Киевской. На одной из них изображен музыканта, играющего на смычковый инструмент, напоминающий скрипку. На другой фреске двое музыкантов трубят в трубы, третья играет на флейте, четвертый бьет в тарелки, пятое перебирает струны, шестой играет на многострунных инструменте, похожем на арфу.

Создателем культуры Киевской Руси был прежде всего народ. Именно этот народ и сохранил культуру русичей во времена татаро-монгольского нашествия, именно он смог возродить ее в период возрождения славянских государств.

Комментарии: