Аллегорический смысл и гуманистическое направление «Божественной комедии» Данте

«Божественная комедия» — выдающееся творение итальянского поэта Данте Алигьери — вошла в историю культуры как высшее достижение искусства Средневековья и одновременно произведение, запечатлевший кризис мировоззрения этих суток и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения.

В творчестве одного из художников Средневековья не отразились особенности этой эпохи в истории человечества так полно и ярко, как у Данте. Именно его жизнь стала символом жизни средневекового человека-мыслителя, человека-творца, стремящегося справедливости. Через политические страсти, которые горели в родной поэту Флоренции, Данте стал изгнанником. Почти двадцать лет он стремился вернуться на родину, где был обречен на казнь. За несколько лет до смерти Данте правительство Флоренции объявил амнистию политическим изгнанникам, если они зречуться своих взглядов. Данте не согласился, и его вторично обрекли на смерть при жизни поэта этот приговор не отменили. Годы изгнания были самыми плодотворными в творчестве Данте, десять из них он отдал созданию «Божественной комедии».

Автор «Божественной комедии» Данте Алигьери, прожил сложную жизнь, полную больших страстей, страданий, гениальных творческих взлетов.

Жанр «комедии» был популярен в Средневековье, так называли произведение с грустным началом и счастливым концом, написанное на на родном языке. Потомки дали ей название «божественная», имея в виду ее художественное совершенство и красоту. Цель, которую ставил перед собой автор, — отвратить человека от греха. Это и есть настоящий сюжет «Комедии»: открытие человеком всемирной гармонии через преодоление греховности, общественного и политического хаоса земного, материального мира. Этой цели подчиняется композиция произведения. Он состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Каждая часть имеет 33 песни, и с первой вступительной вся поэма состоит из 100 песен. В композиции поэмы Данте использует христианскую символику чисел. Число 3 наиболее характерно в христианской символике, именно оно олицетворяет гармонию. Эту идею он раскрывает не только в количестве частей, но и в строении стиха: «Комедия» написана трехстишие (терцинами).

Произведение имеет аллегорический смысл: абстрактные понятия, мысли автор выражает через конкретные образы и события. Сам образ поэта имеет аллегорический характер, он символизирует душу человека, ищущего истины. Его странствия по аду и чистилищу надо понимать как путь к истинной веры несмотря на искушения и испытания.

Уже начало «Комедии» раскрывает неоднозначность содержания произведения. Блуждая в «темном лесу» и потеряв надежду найти «прямой путь», Данте пытается подняться на гору, которой «кончалась эта долина». Темный лес — это и аллегория обстоятельств жизни самого Данте, и политическая ситуация в Италии того времени и т. д. Холм — царство гармонии и д.ведливости. Сначала Данте кажется, что подняться в гору будет очень легко, но ему встречаются различные препятствия: пантера, что является аллегорией предательства, лев — гордость и тирания, волчица — жадность и эгоизм. В ад поэта сопровождает Вергилий. Этот римский поэт-язычник есть аллегория ума. Когда Данте спускается в ад, задыхается от серного дыма, не в состоянии вынести тех страданий, что увидел, его поддерживает Вергилий (аллегория понятна: в тяжелых испытаниях и страданиях душу должен поддерживать разум). Образ Беатриче символизирует любовь, которая возвышает человека, раскрывает безграничную любовь Бога к людям.

Гуманистический пафос поэмы заключается в том, что Данте впервые в средневековой литературе оценивает человека в соответствии с его земной жизни. 9 кругов ада, которые проходит поэт, отражают его отношение к человеческим страстям. В первом круге он встречает некрещеных младенцев и славных язычников, они не страдают, а только тоскуют, так как в христианском мире им нет места в раю. Во втором круге он видит Паоло и Франческу, влюбленных, которые и в аду не хотят расставаться. Поэт сочувствует им, и в этом тоже оказался гуманистический пафос: средневековая литература не знала сострадание к грешникам. В последнем, девятом кругу, поэт видит графа Уголини, это политический деятель, который предал своих единомышленников, за это, по мнению Данте, он имеет наказание вплоть на самом дне ада. Но даже такой грешник вызывает сочувствие поэта. За измену Уголини и его детей закрыли в Пизанскую башню, где они умерли страшной голодной смертью. Данте осуждает Уголини-предателя, но сочувствует Уголини-отцу.

Поэма «Божественная комедия» глубоко национальная, а Данте выступает как патриот Италии, но ее значение еще в Средневековье вышло за пределы национального, она отразила моральные достижения своего времени и подготовила появление мировоззрения Возрождения.

Комментарии: