Составляющие работы над письменными произведениями по украинскому языку

Произведение — это оригинальный связный текст, самостоятельно составленный учеником в устной или письменной форме по данной теме.
Алгоритм работы над письменными произведениями
1. Определите главную мысль будущей творческой работы.
2. Выясните круг проблем.
3. Напишите план изложения.
4. Подберите материал к каждому пункту плана.
5. Напишите пробный вариант произведения.
6. Следите за логичностью и последовательностью изложенных мыслей.
7. Сделайте лексический анализ текста.
8. Отредактируйте написанное.
9. Проверьте орфогр и пунктуацию.
10. Перепишите работу начисто.

Сочинение-рассказ — это связный текст, устный или письменный, в котором последовательно сообщается о каких-то события.
Структура произведения — рассказы
Завязка — эпизод, которым следует развитие событий в произведении; развитие действия;
кульминация — момент подъема, напряжения в развитии действия; развязка — заключительная действие, которое выступает как результат развития событий в произведении.

Особенности произведения — рассказы
1. В основе повествования — важный случай.
2. Изложение материала должен вызвать большой интерес.
3. В строении выделяются три части.
4. Все поступки мотивированы, причины действий объясняются.
5. В тексте нет лишней информации.
6. Случай освещается с достаточной полнотой.
7. Содержание является убедительным, показана вероятность ситуации.

Композиция произведения — рассказы на основе услышанного

I. Введение.
1. При каких обстоятельствах услышана рассказ?
2. Лицо рассказчика.
3. Краткая характеристика рассказчика.

II. Основная часть.
1. Подробный рассказ на основе услышанного.
2. Выделение основных деталей.

III. Окончание.
1. Впечатление от услышанного.
2. Собственно пожелания.

Сочинение-описание — это связный текст, который дает словесное изображение основных признаков предмета, явления, лица в устной или письменной форме.
Структура описания
Передача общего впечатления от предмета; характеристика предмета.
ПРИМЕЧАНИЕ: предложение в сочинении-описании находятся в отношениях одночасовости.
План научного описания
1. Как называется предмет?
2. Материал, из которого сделана вещь.
3. Форма, размер, цвет.
4. Из каких частей состоит?
5. Для чего используется?

План художественного описания
1. Общее впечатление от предмета.
2. Описание деталей, которые объясняют это впечатление.
3. Отношение к тому, что описывается (предмета, лица, животные).

План работы над сочинением-описанием внешности человека
1. Определение цели описания.
2. Индивидуальный вид описываемой лица:
а) рост;
б) осанка;
в) черты лица и их особенности;
г) взгляд;
д) Жесты;
е) одежду.

3. Раскрытие внутреннего мира портретируемого.

4. Суть характера.
Построение описания местности
1. Общее впечатление от увиденного.
2. Описание важнейших частей.
3. Вывод.

План описания улице
1. Город, где есть указана улица.
2. Название улицы, ее происхождения.
3. Описание улице.
4. Что украшает улицу?
5. ее вид в разные времена года.
6. Как изменилась улица? Что нового появилось на ней?
7. Наиболее излюбленные места улицы.
8. Чем дорога тебе эта улица?

План описания памятника
1. Сведения об авторе памятника.
2. Краткая информация о человеке, которому установлен памятник.
3. Общее впечатление от памятника.
4. Описание скульптуры.
5. Описание постамента.
6. Как вписывается памятник в местность.
7. Общая оценка и значение памятника для истории культуры народа.

План сочинения-описания памятников истории и культуры
1. Чем вызвано появление сочинения-описания.
2. Название памятника, его местонахождение.
3. Для чего создан памятник.
4. Описание памятника.
5. Мысли и чувства автора на основе увиденного.

Сочинение-размышление — это связный текст, характеризующий логически-последовательный (в качестве доказательства или объяснения чего) ряд мыслей, соображений, выводов на определенную тему.

Особенности сочинения на тему, связанную с жизненным опытом
1. Подчинение главной мысли (тезисы) теме высказывания.
2. Избежание шаблонных высказываний, трафаретных начал.
3. Подбор убедительных доказательств.
4. Наличие обоснованных выводов.
5. Строение должно быть композиционно законченной и логически стройной.
6. Языковая выразительность произведения.

Алгоритм работы над произведением-размышлением о поступках людей на основе личных наблюдений и впечатлений
1. Определите лицо или круг действующих лиц будущего произведения.
2. Дайте видовидний перечень поступков действующих лиц на основе собственных наблюдений.
3. Проанализируйте их поступки с точки зрения их правильности.
4. Сделайте обоснованный вывод, выражая личное отношение к поведению действующих лиц произведения.
5. По возможности, дайте свои рекомендации, советы по правильности поведения.

Алгоритм работы над произведением-размышлением на общественно-политическую тему
1. Выясните тему произведения.
2. Подберите и зафиксируйте интересную информацию для иллюстрации выбранной темы.
3. Распределите материалы для вступительной части, тезисов и доказательств.
4. Обдумайте убедительный вывод.
5. Составьте план сочинения-размышления.
6. Определите последовательность высказываний и абзацев.
7. Определите целесообразные языково-стилистические приемы и средства текстового связи.

Заметка — это небольшой текст публицистического стиля, сообщения в газете, журнале, сборнике, который характеризуется краткостью, меткостью языка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередко содержатся призыв, обращение к читателю.
Особенности заметки информационного характера
1. Заголовок должен быть ярким, лаконичным, привлекательным и оригинальным.
2. В основе заметки — конкретный факт, имеющий общественное значение и заслуживает всеобщее внимание.
3. Заметка агитирует фактами.
4. Основными чертами являются достоверность информации, четкость, лаконичность, ясность изложения.

Алгоритм работы над заметкой в газету на тему, связанную с оценкой поступков людей
1. Выскажите мнение об определенном поступок или событие кратко, четко, ярко, остроумно.
2. Приведите конкретный поучительный факт из жизни.
3. Аргументируйте свои выводы.
4. Соблюдайте полемической форме изложения.
5. Наведите положительный пример и дайте положительную оценку при одобрительные оценке явления.
6. Выскажите критическое замечание с негативной оценкой при осуждении явления.

ння и заслуживает всеобщее внимание.
3. Заметка агитирует фактами.
4. Основными чертами являются достоверность информации, четкость, лаконичность, ясность изложения.

Алгоритм работы над заметкой в газету на тему, связанную с оценкой поступков людей
1. Выскажите мнение об определенном поступок или событие кратко, четко, ярко, остроумно.
2. Приведите конкретный поучительный факт из жизни.
3. Аргументируйте свои выводы.
4. Соблюдайте полемической форме изложения.
5. Наведите положительный пример и дайте положительную оценку при одобрительные оценке явления.
6. Выскажите критическое замечание с негативной оценкой при осуждении явления.

Комментарии: