«Скорбная мать» — апофеоз скорби, реквием над тысячами невинных жертв революции

Уже более восьми десятилетий звучит в мировой литературе мощный, титанний голос Павла Тычины. Его ранняя лирика пленила читателей душевно-лирическими картинами природы, необычными красками, музыкальностью. Душа поэта то мчится на парусах веры в добро, то впадает в отчаяние. Но больше оптимизма в ранних стихах. Его идеал — не отдельный человек, а гармония человека с природой, интеллекта и духовности, закона и благодати, чувства и долга.

Когда наступила революция 1917 года, он стал ее певцом. В дни октябрьского восстания в Петрограде, в годы гражданской войны, которая на Украине была сложной и жестокой, Павло Тычина отдает весь свой талант родному народу. Его стихи печатаются в газетах и журналах наряду со стихами и поэмами молодых певцов революции Василия Чумака, Василия Блакитного, Михайля Семенко.

По словам Станислава Тельнюка, исследователя творчества поэта, дебют Павла Тычины напоминал вспышку солнца. Критик имел в виду первый сборник стихов «Солнечные кларнеты», одно из наймузикальниших творений мира.

Наряду с пейзажными рисунками-акварелями, ставших жемчужинами украинской литературы, в сборнике «Солнечные кларнеты» отпечатано тетраптих (четыре стихотворения, которые вместе составляют идейном единство) «Скорбная мать». Это произведение сложный по содержанию по идейным звучанием.

Каждый стих произведения начинается словами «Проходила по полю …». Проходила Мать Мария не с ясной улыбкой, не с обнадеживающим взглядом, а со скорбно сжатыми губами, такой, какой она была тогда, как распинали сына. Зоркий глаз Матери подмечал все вокруг себя: выгоревшие степи, трупы погибших. На Украине свирепствовала смерть. Тревожная ситуация наполняла сердце Павла Тычины терпким болью, и поэт пришел к выводу:

Не быть никогда раю

В этом кровавом края. История революции в Украине полна трагических перипетий. Тревогу поэта мы воспринимаем как неизбежную реальность, хотя нам сегодня не так просто разобраться в сложном ходе революции и гражданской войны, ведь историю Украины в течение многих десятилетий умалчиваний и спотворювано.

Неудивительно, что и гениальное произведение П. Тычины «Скорбная мать» в течение нескольких десятилетий не печатался. А поэт любил его, высоко ценил, потому что это была поэтический рассказ о Матери-Украину в тяжелые годы. Одновременно это и родная поэта мать Мария Васильевна, которой и посвящена тетраптих. В стихотворении переплетается библейское и реальное. Из этого сочетания поэт пытается добыть свет убитой любви, гуманности, сострадания к человеческим страданиям.

Тычина обрисовал украинский временное пространство в состоянии абсолютного коллапса, когда даже естественная смена дня и ночи останавливается. Трагические символы передают агонию национального мира: блестящие ножи в сердце Божьей Матери, распятый тень ее сына, ее плач.

Nauj? спастеля в Украине. Уничтожен духовность. На этот жестокий, обезумевший край ждет беда.

Пророческие слова Божьей Матери откликнулись событиями 1933, 1937, оккупацией 1941-1944, голодом 1946-1947, Чернобыльской аварией 1986.

Поистине даром прозрения владел Тычина. Сердце Божией Матери обливается кровью: она почувствовала, что человечество пренебрегло жертвой ее сына.

Незабываемое впечатление производят на читателя те картины, которые удостоверяют братоубийственную войну: «в могилах поле мечтает», «изобилует дикое жито».

Образ-символ ржи переосмыслен автором: в народном творчестве — это символ жизни, у Павла Тычины — аллегория руины, краха. Поэтому-то естество матери наполнено болью, печалью, скорбью, надежды воскресения не является залогом земного рая в родном крае. Скорбью и горечью напоены слова: Не быть никогда рая В этом кровавом края. Это произведение с его изысканно простым и одновременно иконописной четким рисунком монументальными образами и большой человеколюбивый силой — образец поэзии, которая будет символизировать кровавое XX века на все времена человеческой цивилизации.

Комментарии: