Слепой сеятель идет по вспаханном поле … (размышления над творческим наследием В. Полищука)

Творческие достижения Валерьяна Полищук не отделимые от эпохи, на долю которой выпало немало испытаний: Вторая мировая война, революция 1917, гражданская

война … В 20-30-х годах двадцатого века его имя было популярным, его часто можно было встретить на страницах газет и журналов.

Что придавало популярности В. Полищуку? Прежде всего он прославил себя человеком неуемной натуры, кипучей организаторских способностей, человеком, полным сил и отваги, что было в целом типичным явлением в жизни Украины 20-х годов.

Во-вторых, тем, что Полищук был чрезвычайно продуктивным-писателем. За полтора десятилетия литературной работы он успел сделать в литературе очень много: издал свыше сорока книг (стихи, поэмы, проза, публицистика), подготовил к печати 13-томное издание своих произведений.

Этот стремительный путь, казалось, ничто не могло остановить. Однако остановил его арест писателя трагического для украинского народа 1937 года, в который В. Полищука и были расстреляны.

Валерьян Полищук чем-то напоминает мне Степана Радченко из романа В. Пидмогильного «Город». Он имел активную жизненную позицию, своеобразный философский выбор и жизненное предназначение. Работая в стиле авангардизма, писатель жадно стремился сеять словообраз в полную силу и зачастую не отделял «отборного зерна от плевел». Интенсивную работу считал признаком своей писательской работы и думал, что долг каждого литератора — работать не покладая сил. В. Полищук склонен был к «количественной» литературы, не разбираясь в том, что количество не всегда переходит в качество.

За короткую жизнь поэт издал несколько сборников: «Солнечная крепость» (1920), «Взрывы силы» (1921), «Книги восстаний» (1922), «громом следует» (1925), «Гениальные кристаллы» (1927), « Зенит человека »(1930), кажется, за этими названиями сборников можно написать биографию писателя.

В чем же особенности творчества писателя, которая еще и сегодня не имеет объективной оценки. И хотя кое-кто склонен к полному отрицанию доработку Полищука, все же остается истиной то, что он был человеком своего времени. И как свидетель бурных событий утверждал новое революционное искусство, особенностью которого была склонность, как уже говорилось выше, до авангардизма и его разновидности — конструктивного динамизма.

Новаторство литературы видел в новых темах — урбанистики, индустриализации, научных достижений. Пишет преимущественно верлибром (свободный стих), часто прибегает к словесных деклараций и лозунгов, крикливо-плакатных образов.

На первом плане в активе Полищука — городские мотивы, дух новаций и преобразований, связанный с эпохой, когда, казалось, новая культура укоринювалася на обломках дореволюционной истории и культуры. Его настроения, как и настроения В. Чумака, В. Блакитного, П. Тычины, М. Хвылевого, Н. Кулиша, В. Пидмогильного Д. Фалькивського, оптимистичные, переполнены верой в светлое будущее: Юношеская кровь шумит в наших жилах. Юношеская сила сверкает в глазах, — Мы за народ, за труд пойдем смело И покой принесем на гострених мечах.

Как и М. Хвылевой, П. Тычина, поэт представлял себя певцом революционной эпохи, которая принесет освобождение человечеству, и на земле будет заложен фундамент нового, светлого, неповторимого. В этом поэт видел свое бессмертие: Розтворених в мощных рядах, Пусть хоть безымянный, вечно проживу. В самых крайних человеческих грани. Энергия создателей не пропадает даром. Поэт увичнював себя своей неудержимой энергией, своими модернистскими стихами. Он переполнен был верой в будущее родного народа. Это будущее вырисовывал в поэтических произведениях. Будучи человеком-философом, поэт в будущем хотел видеть гармонию человека и природы, красивого и полезного.

Его творчество не исследована. И, может, она более интересна для историков, чем литературоведов, однако не следует с весов снимать того, что вершины его творчества — светлые и чистые, их не затуманила занавес времени.

Следовательно, труд поэта из поколения сеятелей, вошедшего в историю как «расстреляно возрождения», не была напрасной.

Комментарии: