Фауст

Трагедия

Произведение начинается лирической посвящением. Поэт с грустью вспоминает о безвозвратных времена юности, когда он задумал писать свою поэму. Он посвящает вступление к поэме родным и друзьям своей юности, тем, кто уже умер или находится далеко: «Вы вновь со мной, бредил туманны, что в юности давно промелькнули». Поэт с благодарностью вспоминает «всех тех, кто жил того яркого полудня».

После «Посвящения» идет «Театральный вступление», непосредственно не связан с сюжетом поэмы. Директор театра, Поэт и Комический актер в беседе обдумывают проблемы художественного искусства. Должно ли искусство служить толпе или оставаться верным своему высокому назначению? Этот разговор является отражением взглядов самого Гете в искусство.

Пролог на небе

В «Прологе на небе» содержится завязка трагедии. Здесь действуют Господь, архангелы (Рафаил, Гавриил и Михаил) и Мефистофель. Архангелы поют хвалу деянием Господа, сотворившего Вселенную. Они рисуют картину природы, величие которой невозможно постичь умом:

Земля со скоростью страшной

В пространстве крутится-лета,

И райское свет дня очередь

сменяет ночь темнота.

Волнует море безбрежное

И шумом скалы Покрова

Да сфер стремление вечно скоре

И горы, и море порывы.

Славословие архангелов прерывает Мефистофель своим саркастическим репликой: «Господи, ты опять между нами явился, спрашиваешь, как идут у кого дела …» Не все на земле так замечательно, как только уверяли в своих высокопарных тирада архангелы. На земле, говорит Мефистофель, «я свидетель лишь скудности человеческой».

Между Богом и Мефистофелем начинается спор. Впервые звучит имя ученого мужа Фауста, которого Бог берет за образец как своего верного и усердного раба. Мефистофель отвечает, что «его взгляды на безумство больные», не похож он на других рабов, что в нем нет покорности и покоя. Он отмечает противоречивую, раздвоенную натуру Фауста:

Его мысли, на безумство больные,

Вьются где в неуверенной дали.

То с неба бы он сорвал лучшие звезды,

Так пил он все радости земные;

Но ни земля, ни далее необозримые

не удовлетворит того бреда.

Мефистофель считает, что он может дать Фаусту земные радости, которые захватят его и заставят забыть о высоких порывах к знаниям. Бог позволяет Мефистофелю подвергать Фауста любым искушениям, опустить его в любую бездну, считая, что ощущение выведет Фауста из тупика. Мефистофель принимает спор, он уверен, что выиграет его, что заставит Фауста «… ползать в пыли». Если Фауст признает себя удовлетворенным жизнью, его душа будет отдана Мефистофелю. Бог дает право Мефистофелю бороться за душу ученого. Начинается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, возвышенного и низменного!

Сцена 2

«У городских ворот»

Яркого праздничного дня пестрая толпа горожан, гуляющих направилась за город. Фауст и его помощник Вагнер — сухой педант, «скучный, ограниченный школяр» — присоединились к праздничной толпы. Все окружающие уважали Фауста: он сам и его отец без устали лечили людей, спасая их от болезней. Его не пугали ни «язва моровая», ни чума. Простые мещане и крестьяне приветствуют врача, кланяются ему и уступают дорогу. Но это искреннее признание не доставляет радости Фаусту. Он далек от того, чтобы переоценивать собственные заслуги. На слова Вагнера о том, что доктор должен гордиться такой любовью народа, Фауст отвечает, что часто лечил людей, но часто не узнавал потом, помогло ли человеку его лечение и выжила она. Фауст признается Вагнеру, что в нем живут две противоположные человека, не уступают друг другу. Одна пылкая и несется к земле, а другая — за облака, готовая вырваться из тела.

На прогулке к Фауста и Вагнера прибивается странный черный пес, которого Фауст сначала считает оборотнем.

Вагнер успокаивает Фауста: «Вы видите не призрак, это обычный пес. Рычит, хвостом виляет, лег на живот. Все, как у собак. Не похож он на дух ».

Фауст забирает пса с собой.

Сцены 3 и 4

Кабинет Фауста

Фауст в своем рабочем кабинете, и снова его грызут тяжкие сомнения. У его ног черный пудель — кобель, который пристал к нему на прогулке. Стремясь побороть растущее беспокойство, медлительность мыслей и раздор, Фауст берется за перевод на немецкий язык Нового завета.

«Вначале было Слово», — читает он в Евангелии. Но толкование греческого «Логос» как «Слово» не удовлетворяет его, и он пытается подставить другие понятия: сначала «Мысль», потом «Сила» и, наконец, «Дело». «Вначале было Дело!» — Воскликнул Фауст, потому что для него действовать — превыше всего.

Но здесь от занятий его внимание отвлекает черный пес, Фауст пытается выгнать его из комнаты, но пес ощетинился и вырос в высоту и ширину и наконец перевернулся на Мефистофеля, впервые предстает перед доктором под видом странствующего студента. Фауст удивлен: вот значит как, пес в себя скрывал школьника?

На вопрос хозяина об имени неожиданный гость отвечает, что он часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла … Дух, привыкший всегда отрицать.

Гость снисходительно смеется над человеческими слабостями, над человеческим талантом и признается Фаусту, что мир пока сносит его нападки «без потерь». Не поладив в целом со Вселенной, Мефистофель вредит по мелочам.

Мефистофель хочет соблазнить Фауста маленькими радостями жизни и в подтверждение человеческого чувства развлечь его. Он зовет на помощь духов, те водят «танец» вокруг доктора, поют о плотских радостях, когда с утра до заката — песни, гуляния, танцы, небо, трава. И поцелуи … Фауст засыпает под этот танец, а Мефистофель тем временем исчезает.

В следующей сцене Мефистофель снова появляется в кабинете Фауста, но теперь он «пришел … зухом ». На нем «червец, … блаватас, плащом возлагал атласную, надел шляпу с пером привлекательной, еще и шпагу сокрушительных припас ». На этот раз он с места в карьер предлагает старому отшельнику развеять тоску и, облачившись в пышные одежды покинуть «никчемные занятия».

Фауст видникуеться, говоря, что в любой одежде будет чувствовать «тоску существования», что он «жизнь возразил» и с тоской ждет смерти. Мефистофель уговаривает Фауста прекратить «возиться с вечной печалью», предлагая ему свое общество и уверяя, что Фауст не будет с ним скучать.

Если предложенная наслаждение захватит Фауста настолько, что он попросит остановить это мгновение, то он станет добычей Мефистофеля, и Мефистофель сможет забрать его душу.

Фауст конце концов соглашается подписать договоренность с дьяволом. По этой договоренности Мефистофель должен прислуживать Фаусту и выполнять все его желания до тех пор, пока тот не воскликнет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Фауст дает Мефистофелем расписку, подписанную кровью.

Скрепя кровью договор, они отправляются в странствия — прямо в воздухе, на широко расстеленном плаще Мефистофеля.

Сцена 12

Сад

За время, прошедшее между этими сценами, к Фаусту вернулась молодость — тридцать лет прочь с плеча.

Мефистофель поднял Фауста с ведьмой, которая омолодила его, дав выпить волшебного напитка, и сделала его более восприимчивым к наслаждениям. Фауст теперь молодой, красивый, кровь кипит, и он не знает более колебаний в своей решимости познать все наслаждения жизни и постичь высшее счастье. Мефистофель радуется, что заставил его забыть о тяга к знаниям и науки.

Однако какую же искушение придумал хромой бес своему подопечному? Одна из них называется Маргарита, или Гретхен. ей пятнадцать лет, она обычная, чистая и невинная девушка. Гретхен выросла в маленьком городке, где у колодца обмениваются сплетнями кумушки. Семья ее небогата, хотя отец и оставил небольшое наследство — и сад, и небольшой дом в слободе. В доме нет служанки, и девушке приходится выполнять самой всю работу по хозяйству. Брат служит в армии, а младшая сестренка, которую она винянчила, недавно умерла. Между Фаустом и Гретхен с ее наивной простотой — большая дистанция. Но именно это в ней пленяло Фауста.

Увидев на улице Маргариту, которая возвращалась из церкви, Фауст вспыхнул к ней безумной страстью. В ответ на предложение провести ее девушка отвечает гневной отказом. И тогда свои услуги предлагает сводном-дьявол. Маргарита отвечает Фаусту столь же пламенным любовью. Они встречаются в саду. Девушка срывает ромашку и, отрывая одну за другой лепестки, гадает: «Не любит. Любит. Нет … Любит! »

Ее чувства безгранично, о его глубине и силу мы можем только догадываться, если эта скромная, кроткая и наивная девушка не просто становится любимым Фауста, но впоследствии, по его совету, усыпила свою мать, чтобы та не мешала их свиданием.

Фауста привлекает эта юная и невинная простолюдинки, возможно потому, что с ней он находит ощущение красоты и добра, к которому когда стремился. Любовь дарит им наслаждение, но оно же становится и причиной несчастий.

Гретхен

К брату Маргарита, Валентина, доходят слухи, что его сестра, которая раньше была образцом, уже не может быть примером морали. Проходя мимо окна Гретхен, Валентин случайно встречается с Фаустом и Мефистофелем. Догадываясь, что один из них сестринский любовник, он бросается в драку По знаку своего хромого компаньона («Смелее, доктор! Шпагу! Вперед!») Фауст принимает бой. Вместе с Мефистофелем они борются против Валентина, и Фауст заколол брата своей возлюбленной. Увидев, что Валентин убит, Фауст со своим провожатым убегает с места событий. Умирая, Валентин проклинает свою сестру, называя ее шлюхой, и отдает на общественное порицание. Он предвещает ей: наступят дни, когда тебя отвергнут все честные люди, как чумы.

Сцена 25

Тюрьма

Итак, Фауст бежал от расплаты за убийство, поспешив, забрался из города. Что же случилось с тех пор с Маргаритой? Несчастная девушка стала тяжелой воровкой. Как оказалось, она невольно умертвила мать, потому что та однажды не проснулась от сонного зелья. Позже Маргарита родила девочку и, спасаясь от человеческого осуждения, утопила ее в реке. Теперь она, заклеймена как убийца и блудница, заточенная в тюрьме и ждет наказания. Фауст узнает об этом несчастье и обрушивается на Мефистофеля с упреками. Дьявол с холодной улыбкой отражает эти упреки, но обещает ему освободить Маргариту. Фауст проник в тюрьму, где изнывает Гретхен, ожидая наказания.

Маргарита потеряла разум. Простоволосая, босая, она поет в заточении детскую песенку и дрожит от любого шороха. Когда пришел Фауст, она его не узнала. Считая его палача, она умоляет дать дожить ей до утра. Он в отчаянии слушает ее безумные вещи. Она-то говорит о ребенке, которого надо покормиты, просит не вести ее под топор. Фауст падает перед ней на колени, называет ее по имени («Гретхен! Гретхен!»), Разбивает оковы. Наконец он понимает, что перед ней друг:

Это он, это он! Не стало мук, образ,

И тьмы тюрьмы, и оков, и скорби! ..

Это ты! Я снова на свободе!

меня спас!

Смотри, вот тая улица,

Где впервые мы переглянулись,

А вот и тот сад,

Где с Мартой тебя ждала в вечерок.

Цепи Маргарита спадают. Она не может поверить в свое спасение. Фауст подгоняет ее: времени мало, надо идти, скорее покинуть темницу. Но Маргарита не спешит, она упрекает любимому, что он стал холодным в отношении к ней, к ее объятий, разучился целоваться:

Уже и целоваться разучился?

Почему же теперь так страшен стал?

Маргарита рассказывает Фаусту, что в пруду утопила ребенка. Фауст снова просит ее поторопиться: «Идем! Доверься! Не тяни ». Она говорит Фаусту, что нет худшей доли, чем ходить с больной совестью всегда с оглядкой, нет позади врагов или засады — и отказывается идти за ним на волю. Он решил вывести ее силой. Но Маргарита на удивление оказывается решительным и снова отказывается.

Мефистофель, появившийся в дверях, подгоняет Фауста. Они оставляют тюрьму вдвоем, так и не уговорив Маргариту следовать за ними. «Я покорюся Божьему суду», — говорит девушка. Уходя, Мефистофель говорит, что Маргарита обречена на муки. Однако голос выше говорит: «Спасенная!» Предпочтя яростной смерти и раскаянию над бегством, устроенной дьяволом, Маргарита спасла свою душу.

Последний монолог Фауста (II часть)

Фауст снова старый и чувствует, что жизнь подходит к концу. Его ждет еще один удар — он ослеп и остался в полной темноте. Слепой и немощный старик, стоит на краю могилы, Фауст все же стремится осуществить свою заветную мечту: построить плотину, чтобы отвоевать у моря участок земли, которую каждый год затапливает морской прилив, лишая ее плодородия.

Развязка приближается. Мефистофель предусматривает близкой смерти Фауста и созывает лемуров, злых духов, чтобы приготовить ему могилу. Он надеется, что душа Фауста попадет в его руки. Слепой Фауст слышит звон лопат, и ему кажется, что это его народ занимается строительством дамбы. Им овладела шальная радость и энергия — он думает, что заветная цель уже близко. Однако незрячему Фаусту невдомек, что это не строители — вокруг него суетятся злые духи, роя ему могилу. Вдохновленный идеей строительства, он продолжает отдавать приказы строителям.

В его воображении возникает такая грандиозная картина богатой, плодородной и процветающей страны, где живет «народ свободный на земле свободной», что он говорит сокровенные слова о том, что хотел бы остановить мгновение.

Итак, роковые слова произнесенные. Фауст падает на руки лемуров и умирает. Мефистофель уже предусматривает момент, когда согласно договоренности завладеет его душой. Однако здесь появляются небесные силы, и начинается борьба злых духов с ангелами. Мефистофель проклинает ангелов. Но розы, которые разбрасывают ангелы и загораются от огненных вздохов бесов, пекут тело Мефистофеля. Не выдержав борьбы, бесы убегают, и ангелы относят душу Фауста на небеса.

Душа Фауста спасена.

Комментарии: