«Смех сквозь слезы» — доминантная черта творчества Ивана Нечуй-Левицкого

Характерной чертой творческой манеры И. Нечуя-Левицкого есть юмор и сатира, направленные против польской шляхты, русской колониальной политики, украинской продажной интеллигенции, духовенства, чиновничества и забитости и суеверия украинских крестьян.

3 Учитывая убеждение, что в пореформенную эпоху следует проявлять настоящие отношения на селе, воспроизводить их без всякой идеализации, внимательно присматриваться ко всем даже самых темных черты крестьянского быта и психики, в юмористически сатирическом плане Нечуй-Левицкий изобразил типы украинского крестьянина и крестьянки в повести «Кайдашева семья».

Автор показывает сварливым, мелочных людей, которые под давлением собственности разрушают устои старой патриархальной украинской семьи, которая держалась на авторитете родителей. Члены семьи время от времени попадают в смешные ситуации, выглядят беспомощными самодурами.

Однако, юмор И. Нечуя-Левицкого оборачивается грустной стороной, в нем слышны отголоски смеха сквозь слезы. Автор смеясь над своими героями, сочувствует им и их судьбе, переполненной ежедневными беспросветным ссорами.

Традиционная форма повествования от первого лица, прекрасно развита в цикле рассказов о баб Прасковью и Пелагею, где писатель воссоздает яркий, сочный устный народный монолог с убийственными характеристиками врага-соседа и невольным саморазоблачение рассказчика, с меткими сравнениями, комически-красочными эпитетами и афоризмами. В мастерских монологах персонажей возникают рельефные, зримые образы грубой, неуемной Параски и лицемерной святенници Пелагеи, ощущаются ограниченность их кругозора, особенности психики и мировосприятия.

По сравнению со своими предшественниками писатель стремился к более глубокому реалистического раскрытия характеров, к созданию индивидуализированных образов. Писатель естественно и конкретно описывает реальные черты морального разложения, вырождение и ограниченности духовенства. Принцип раскрытия характера во всех существенных деталях его внешнего образа, костюма, привычек, языка, показ обусловленности психики и поведения персонажей социальной обстановкой — это то новое в творчестве Левицкого, свидетельствует о неординарности его таланта.

Новаторство писателя отразилось на создании характерных комических и сатирических типов попов-карьеристов и стяжателей в своеобразных средствах юмора, которые ведут свое начало от жизненных наблюдений писателя и синтезируют в себе украинскую фольклорную и литературную традицию.

В повести «Старосветские батюшки и матушки» на широком общественном фоне автор сатирически изобразил жизнь и быт украинского старомодного духовенства, показав служителей церкви не в пышных рясах во время богослужения, а в сером обыденной жизни, с повсякденнимы обычаями и распрями в их взаимоотношениях между собой и окружающим миром. Сатира изображения разнотипных церковнослужителей и государственных служащих приобрела саркастический характер.

Правдиво с едкой сатирой раскрыл Нечуй-Левицкий внутренний мир киевских монахов в рассказе «Афонский проходимец». Он показал всю гниль монашеской морали.

Писатель сорвал лицемерную маску из монастырских святош, которые много грешили, чем простые прихожане. В таком поведении призванных служить Богу автор видит причину распространения греха на земле среди обычных людей.

Итак, юмор И. Нечуя-Левицкого приобретает многоцветных оттенков — от светлого, жизнерадостного смеха до печально-иронической улыбки и сатирического шаржа или прямой карикатуры. Формы смеха зависят от тех социальных объектов, на которые он направлен, и определенно свидетельствуют о эстетическую оценку писателем жизни и быта разных слоев общества.

Комментарии: