«Сонеты — это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце». Гм! Хоть это и не входит в правила написания произведения, хочу сразу не согласиться с высказыванием У. Вордсворта. Сонеты Шекспира были, есть и остаются большой тайной поэта — его сердца, его любовь, его жизнь. И тайна эта не только в том, кому были посвящены бессмертные поэтические строки, кто эта «смуглая леди» и «юноша голубоглазый». Возможно, и найдут ученые настоящих прототипов — ведь чем дальше от эпохи, тем проще это установить (иронизирую, извините). Но тайна в том, почему сонеты Шекспира привлекают нас, людей ХХI века? Значит, о настоящее, чистое, общечеловеческое писал создатель, когда и сейчас это так волнует. Значит, сумел проложить дорожку от своего к нашему сердцу. Попробую поискать ключ …
Шекспир начал писать сонеты в ранний период своего творчества — первый период, который принято называть оптимистичным.
Шекспир бывал частым гостем в замке графа Саутгемптона. Ту т очаровывали глаз картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, звучала музыка итальянских композиторов, звучали сонеты великого флорентийца Петрарки. Душа жаждала чего-то высокого и прекрасного — почему же не попробовать себя в жанре сонета, ведь в четырнадцати строках этого стихотворения может поместиться вселенная!
Шекспир не терпел чопорных писаний, ему не нравилось, когда поэты воспевали искусственное любовь и красоту: ведь рядом существовало земное, реальное прекрасное. Сначала Шекспир писал сонеты, которые читал только самым близким друзьям, поэтому они долго не печатались.
Две основные темы развивает Шекспир в своих сонетах: тему дружбы и тему любви.
Не хотелось бы прибегать к ключам, которые откроют дверь с ответом: кто те люди, о которых пишет Шекспир, существовали конкретные лица или это плод фантазии поэта?
Хочется взять ключ от других таинственных дверей: «Что для Шекспира дружба и любовь? Каким нужно быть, когда любишь и когда дружишь? », Когда ты« осквернена и судьбой, и людьми »?
Как радостно читать, что дружба — это самый большой подарок судьбы. И я восклицаю вслед за Шекспиром:
Я луч никогда бы не хотел
Твою любовь на славу королей.
Эти конечные строки 29-го сонета нужно знать каждому, кто хочет быть настоящим другом!
Лирический герой сонетов умеет быть благородным: его лучший друг забрал у него любимую, но он не сердится (разве что немного поворчал), он умеет прощать. Его любовь — «это звезда ведущая» (сонет 116), «разлуки время — зимой был мне …» (сонет 97). Шекспир постоянно пытается быть правдивым, даже в любви он не преувеличивает своих чувств:
Мою любовь хвалить не годится, —
Она не товар, которые продают в магазинах.
(Сонет 21)
Сначала удивляет своим содержанием сонет 130 — кажется, что Шекспир не хочет хорошего слова сказать о женской красоте.
Но найден ключ! Кохана —это настоящая земная женщина, она такая, как и любой, но она любима, поэтому милее всех красавиц. Возможно, это непоетично:
… Не белоснежные бок ее овалы,
Словно из проволоки черного коса густая,
но «смуглая леди» прекрасная своей природной красотой!
И все же она — лучшая среди тех,
Что славлени похвалами пустыми.
Прошли века, изменились люди, стали другими вкусы и идеалы, а сонеты Шекспира волнуют до сих пор. Потому вечными есть искренность человеческих чувств, настоящая дружба и искреннюю любовь. Это и есть, наверное, тот ключ, которым можно открыть дверь, по которым живет «вечная тайна» сонетов Шекспира.