Уроки истории, которые мы должны знать

Говорят, какими бы извилистыми тернистыми путями не шла история, но рано или поздно завершает она свой суд справедливый доходит до той истины, которая когда-запуталась во времени и пространстве и вала в заблуждение целые поколения. Прошлое нашего края также непростая и неоднозначная. Украина то переживала времена своего расцвета, то подвергалась большой руинах, то балансировала на переломах. Тот, кто получал временную победу на том или ином этапе развития общества, утверждал свое исключительное право на исторические выводы, выступал истиной в последней инстанции. Возможно, именно поэтому так долго приходится нам ждать окончательное слово в отношении многих и многих событий, которые переживала нация, по многим ее сыновей, которых прославили, то ругали.

Сегодня настало время, когда возвращаются к народу Украины имена тех героев, которые были забыты, упоминания о ком опутывали сети лжи. Пожалуй, именно в этом проявляется справедливость суда истории. Церковное заклятие, клеймо предателя, превращение славного имени в синоним вероломства — такой стала духовная расправа над гетманом Иваном Мазепой.

«Где казак, там и слава», — говорит народная пословица. Но случается так, что изменчивая слава засыпает, молчит до поры до времени. Чтобы снова она заговорила,

должно измениться жизни общества, нравственные ценности, которые в нем исповедуются, восстановится историческая справедливость.

Это уже в последнее время стало известно, что вклад гетмана Ивана Мазепы в духовную жизнь гетманской Украины — неоценим. Именно по его гетманства достигает основную идею напряжения и расцвета украинская культура, образование, наука, искусство. Некоторые из ученых даже называет то время периодом мазепинского ренессанса и утверждает, что достижениями его еще долго пользовались те, кто ценил все национальное, кому болела разрушение государства. Некоторым из произведений того времени удалось выдержать войны, разрухи и дожить до сегодняшнего времени.

До сих пор на Черниговщине, Киевщине, в Переяславе, многих других городах сохранились некоторые храмы и строения того времени. Ведь средства Ивана Мазепы, по его указаниями и вкусами сооружались новые и перестраивались старые церкви. Свидетелями того времени можно назвать дом Киевской академии, знаменитый стена Киево-Печерской лавры. Да и вообще именно в период гетманства Ивана Мазепы Киев возродился как духовный центр Украины.

Уже не найти сведений о батуринский дворец Ивана Мазепы, но и он, видимо, был вершиной архитектурных достижений тогдашней Украины. А сколько полотен, гравюр, образцов резьбы, созданных в тот период, утрачены в вихре войн и революций, которые прокатились по территории Украины за последние века.

И распространение высокой образования в Украине, создание благоприятных условий для развития наук — тоже характерныеидповидь на другие вопросы: «Почему мы так надолго забыли про Ивана Мазепу?, почему его роль в нашей истории свелась к одной-единственной поступка, за который подвергли анафеме, наказали забвением?"

«Мы стоим, братия, между двумя пропастями, готовыми нас пожрать, если не выберем пути для себя надежного, чтобы их обойти», — писал гетман Украины Иван Мазепа, судьба которого — один из уроков нашей истории. Жизнь Ивана Мазепы противоречивое, полное пути между пропастями, как и история нашего государства.

Противоречивыми были движения украинского сообщества на протяжении всего своего бытия. Времена гетмана Мазепы также не составляли исключения. Недаром же написал он в своей «Думе»:

Все комнаты искренне стремятся, А не в єден гуж тянут: Тот направо, то налево, А все братья, то-то чудо! Невеселая картина разворачивается в этой его «Думе». Просит он зжалитися Бога над Украиной, сыновья которой «не вместе»: тот разбирается с язычником, тот «ляхам за деньги служит», третье Москве «верно услужует». К сожалению, очень часто в жизни украинском именно так и происходило: лучшие сыновья ее не могли прийти к общему согласию ради счастья своей Родины. Каждый заботился лишь о счастье собственное. Горькой каплей и сегодня отзывается призыв Ивана Мазепы с его «Думы»: И вы, господа полковники Без никакой политики, Озьмиться все за руки, Не допустите горкой муки. Чьи поступки осуждать легко. Труднее понять движения чужой души. О союзе Ивана Мазепы со шведским королем Карлом XII часто говорят, как о отчаянный акт прорыва к свободе, что гетман «подвигнувся, как торжественно отмечалось в преамбуле к Конституции Пилипа Орлика 1710 года, — правдой и усердием за целостность отечества …».

Присягая на кресте перед Орликом в чистоте своих намерений, гетман Иван Мазепа клялся, что поступок свой совершил не для частной собственной пользы, не для высших почестей, не для большего обогащения, не ради какой-нибудь истории, но «для общого добра матки моей отчизны бедной Украины ».

В Батурине на Черниговщине в честь гетмана Украины Ивана Мазепы установлен памятный знак, на котором выбито: «Поклонимся этой земле! Из нее черпал вдохновение гетман Украины Иван Мазепа, с именем которого связано славное и трагическое в истории твоей Родины ».

Суд истории … На, нем сегодня вынесено имя и дела гетмана Ивана Мазепы. Его дело пересматривается, как пересматривается иногда дело в обычном земном суде, в связи с тем, что открылись новые факты. Ветер истории, который развеял память об этом сына Украины по чужим мирам, вернул свежим струей снова на ту землю, которая для гетмана Мазепы всегда была самым родным.

И уже от современного украинского общества зависит очень много: понять те уроки, с которыми связано, как теперь уже доказано, громкое имя гетмана Ивана Мазепы, сделать вывод и своей непростой прошлого, или остаться в стороне понимание того, что создание новых культурных и духовных ценностей, развитие общества в значительной степени зависит от осознания собственного национального достоинства и объективного отношения к собственной истории.

зепы, сделать заключение и своей непростой прошлого, или остаться в стороне понимание того, что создание новых культурных и духовных ценностей, развитие общества в значительной степени зависит от осознания собственного национального достоинства и объективного отношения к собственной истории.

Комментарии: