Открываю своего Павла Тычину

Говорят, поэты расцветают раз в жизни. Если это правда, то Павло Тычина расцвел в молодые годы, когда появились «Солнечные кларнеты» (1918), «Так ты и октав», «Плуг» (1920), «В космическом оркестре» (1921), «Золотой шум »(1922),« Ветер с Украины »(1924). Это действительно непревзойденная, выдающаяся поэзия, в которой переплелись и красота человеческих чувств, и восприятие революции и гражданской войны на Украине как надежды на социальное, национальное и духовное освобождение, и жестокое разочарование действительностью. Пожалуй, можно сколько угодно говорить сейчас о «непоследовательность» поэта, его «раздвоенность», но, я думаю, сначала надо посмотреть на тогдашние события глазами молодого художника, пропусти их через его уязвимое сердце. И только осознав истоки трагедии Тычины, можно понять, почему и как в одном лице сочетались два поэты. Именно таким Увидел я «своего Тычину».

С одной стороны — «Вы знаете, как липа шелестит», «Когда в твои глаза вдивлюся», «Пастели», «Памяти тридцати», «застучало в дверь примером". С другой — «Во имя человека», «Партия ведет», «Коммунизма дальше видны». Очень хочется ответить на этот вопрос так, чтобы и другие поняли и полюбили его, как я.

Вот он предстает перед вами автором «Солнечных кларнетов»: молодой интеллигентный талантливый юноша, внимательно всматривается в мир и напряженно ищет ответ на вопрос: в какой связи находятся природа и люди, добро и зло? Что является определяющим? Поэт приходит к выводу, что все в мире взаимосвязано. Это открытие наполняет его радостью и ею он делится с нами: Гаи шумят — Я слушаю. Облака бегут — любуюсь. Любуюсь-удивляюсь, чего душе моей так весело.

Но постепенно события Первой мировой войны убеждают П. Тычину, что этот воспетый им мир так далек от гармонии. Но молодое сердце стремится к добру, верит в добро и творить его, — так появляются стихи цикла «Енгармонийне», «Кто-то гладил нивы», «Лазурь мою душу обдала». Мне кажется, что именно вера в гармонию мира, оптимизм отличали поэта из его предшественников и современников. А еще — предчувствие революции. Именно тогда родились строки: Эй, ударьте в струны, кобзари,

Натхнить сердца песнями!

Вкраински флаги вверху — Словно солнце над степями ..;

И снова — радость, праздник, небывалый подъем в «Золотом шуме».

Но появляется предчувствие беды:

Черная птица — у него глаза — когти!

Черная птица с гнилых закутков души, С поля боя прилетел, кряче. Или это — не гениальная прозорливость, которая заметила ту трагическую черту, которая проляжет между людьми, даже родными по крови ( «курицы спустили в мать и отца»)?

И снова — несмотря ни на что — жизнеутверждающий финал, вера в победу силы добра, в силу народа:

Я — неугасимый Огонь Прекрасный,

Вечный дух.

Приветствуй же нас ты с солнцем, голубями. Я очи народ! — С солнцем, голубями. Но мечта так и осталась мечтой. Украина была обречена. Революция 1917 года вместо социального освобождения принесла на украинскую землю реки крови. Разрушаются семьи, расшатываются вековые нравственные устои народа. Тычина-поэт верил в революцию, ждал и боялся ее. Отсюда и обостренное восприятие окружающего, предчувствие беды, жгучая боль за Украину, за свой народ: "Кто же так с тебя насмияться смел? Кто в твое сердце чем загородил? Я почти физически ощущаю ту боль, которым полон каждая строка стиха, ибо «рубились, бились родные, свои», а те, кого считали братьями, предали Украину. Стихотворение заканчивается многозначительным вопросом, который, без сомнения, является прозрачно-риторическим: ответы не надо, она — очевидна:

Кто же так яростно бросил на произвол нас? Мне кажется, что именно здесь и содержатся те истоки «раздвоенности» Тычины, позже переросла в трагедию его таланта. Так, Павло Тычина — гениальный, но глубоко трагический талант. И с этим нельзя не согласиться!

Он любил жизнь во всех ее проявлениях и учил этого чувства читателей. Он, я убежден, любил людей: из прошлого, современников и будущих земляков. Видимо, это надо понять душой и поклониться гениальному художнику за его сердце и талант.

Комментарии: