Отображение героической борьбы за свободу запорожского казачества в народных думах и песнях

Волнуется золотое зерно колосистой моря под высокими сводами голубого неба, плещутся полноводные реки с зеленом венке кудрявых ив, медом пахнут буйные травы, большой шум идет тенистыми рощами. .. Но каждая пядью этой цветущей земли щедро полита кровью, усеяна костями, вспрыснутый мелкими росами-слезами. С давних времен завистливые соседи посягали на удивительную красоту этого мечтательно края. И вставали на защиту родной матери Украины могучие богатыри-герои, которые собрала под своими малиновыми флагами Запорожская Сечь. Отчаянно сильные, упорные и сильные, они, не щадя сил и самой жизни, неутомимо воевали со своими извечными врагами: то татарами и турками, то поляками-католиками. Сколько их полегло на кровавых полях сражений! И потерялись бы те славные подвиги патриотов на дальних путях истории, если бы не увековечил их народ украинский в своих бессмертных думах и песнях.

Каким же он был, этот легендарный запорожец? Вот перед нами яркий представитель славного рыцарства — казак Голота. Поправ «одежды дорогие», равнодушен ко всякого внешнего блеска, он полон достоинства защитника Отечества. Сам-один разгуливает полем килиимським и «не боится ни огня, ни меча, ни третьего болота», потому что уверен в своей казацкой отваги. Разве под силу одолеть такого хвастливо татарину? Ни один враг не мог сравниться с казаком мощной силой духа и безграничной свободолюбием. Долгое время пробыл в турецкой неволе Самойло Кошка, но сохранил верность родной земле и вере христианской. Напрасно лукавый Лях Бутурляк подговаривает его поломать на себе крест, чтобы заслужить милость Алкан-паши:

Хотя буду до смерти беду да неволю принимать, А буду в земле казацкой голову христианскую возлагать,

решительно отвечает трусов и предателей бесстрашный гетман. Достойно выдержав тяжелые испытания, Самойло Кошка добывает себе и собратьям желанную свободу и возвращается к родным берегам Днепра ~ — Славуты.

Дума «Иван Богун» рисует другого народного героя, который тоже попал в затруднительное положение. Обороняя Винницу от польских шляхтичей и турок, он мужественно выдерживает осаду города и, дождавшись отрядов Богдана Хмельницкого, разбивает врага. Такими отважными, свободолюбивыми и непреодолимыми скрепили любимые герои в украинских думах — Этому своеобразном фольклорном жанре, которого не встретишь больше нигде.

Своим содержанием думы подобные исторических песен, которые тоже изображают трудный путь нашего Отечества в борьбе а чужаками. Здесь те же герои — преимущественно отчаянное и бесстрашное запорожское казачество. Вот легендарный Байда, мужественный и непокоренный казацкий гетман, который не поддался на соблазны власти и богатства. Ведь самое большое богатство — это огонь его души, горящий любовью

к родной земле. Но любов придает ему силы и силы, помогает достойно выдержать жестокие пытки и мученическую смерть. В воображении народа Байда — сказочный богатырь, способный не только с честью выстоять в моральном поединке с врагом, но и отомстить за народные обиды.

К любимых героев нашего народа принадлежит и славный гетман Богдан Хмельницкий, возвеличений во многих думах и песнях: не той то хмель, Что у плетней вьется? .. Ой той то Хмельницкий, Что с ляхами бьется. Хмельницкий выступил на историческом поприще, чтобы защитить порабощенных и обездоленный украинский народ. Он правил Украиной так, как самостоятельный, независимый от внешних обладатель. За это народ и прославил мудрого гетмана и его сподвижников в песнях «Ой, Богдан, батько Хмель», «Эй, не удивляйтесь, добрые люди», «Ой, из-за горы черная туча» и во многих других. Эй, ну, казаки! Эй, ну у Скоки Да заберимося в стороны! Загнали господ вон за Вислу, Не вернутся и в три года. Однако не всегда народ воспевал только победы казачества. Всего бывало в нашей истории, нередко случались поражения и смерть героев. Печальным плачем по павшим отважным рыцарем звучит песня «Ой Морозе, Морозенку». Неравными были силы в этой жестокой битве с врагом, и «ни один казак не сдался живым в неволю». Может, именно поэтому и вырвали татары храброе Морозенкове сердце, в котором жила его любимая Украина? ее дорогой образ освещает последние минуты

жизни героя:

Поставили Морозенко На Саур-могилу: «Смотри теперь, Морозенко, На свою Украину». И все же сквозь плач и стон звучит в народных песнях праздника надежда на возрождение родного Отечества:

А ми тую красную калину, Гей, гей, и поднимем, А мы же свою славную Украину, Эх, и развеселимо! Те песни и думы уже целые столетия живут на украинской земле, смущая души потомков славного казачества.

В них оживают трагические и героические страницы нашей истории. Гордостью наполняется сердце украинской, ведущий свой род от такого крепкого корня. А может, жжет душу и стыд за собственную жалюгиднисть? Может, пора уже задуматься: чьих отцов мы дети? Разве такими беспомощными представляли нас славные предки? Или в надежных руках настоящее и будущее страдалицы Украины? Задумайся над этим, дорогой мой современнику!

Комментарии: