Отображение стремление народа к национальной самостоятельности, к свободе в поэме Франко «Моисей»

И. Я. Франко — один из выдающихся писателей, в творчестве которых нашли высокохудожественное воплощение мировые темы и мотивы. Он часто обращался к инонациональных источников, переосмысливая их в соответствии со своими взглядами. Одним из величайших мифологических образов Франко считал образ Моисея,

Написанный в период подъема освободительного движения на Украине, «Моисей» стал важной вехой в творчестве Каменяра, раскрыл новые грани его поэтического гения, с большой силой показал глубокую веру Франко в неисчерпаемые силы народа, в светлое будущее своей родины. К созданию «Моисей» писателя привели глубокие размышления над тяжелой судьбой порабощенного, но не покоренного народа. Тема народа — его прошлого и будущего, его судьбы и исторического назначения среди других народов, в частности славянских, — один из ведущих в творчестве Франко. Но особенно мощно тема народа прозвучала в поэме «Моисей». Поставив в центр поэмы проблему — народ и его предводитель, взаимосвязь между ними на пути борьбы за лучшую долю, раскрывая противоречия между Моисеем и народом, в которой оказывается вождь, не признан теми, кого он стремился вывести из неволи, показывая, к чему приводит пассивность и неверие, воспевая пробуждения массы, осознание ею своей высокой миссии, Франко стремился не только выразить свои взгляды на прошлое родного народа, замученного, разбитого, а направить его — и это главное — на активные действия, на получение человеческих прав.

В поэме создан из живой плоти и крови образ народного предводителя Моисея в различных жизненных ситуациях, одержимого благородной идеей — вывести свой народ из рабства в обетованную заветную землю, где бы он смог раскрыть все свои духовные силы:

Тех невольников поднял Вывел их в пустыню дикую, Водил блудом сорок лет, И научил их добывать, Построить новый мир. Для этой идеи он: И горел, и сиял, и страдал, И трудился для нее. Уже пролог свидетельствует аллегоричность произведения, написанного на библейский сюжет, как живой духовный мост между прошлым и современностью, как выстрадано в муках и болях слово к своему народу, как освященное безграничной любовью к нему пророчество.

Поэт осмысливает во вступлении к поэме основные вехи исторического пути народа, выражает наболевшие мысли о его жизни и борьбе, раскрывает свои надежды на его будущее.

Франко выпала историческая миссия поднять на более высокий идейный и художественный уровень изображения народа в украинской литературе конца XIX — начала XX века.

Страстное желание добра своему народу, вера в его счастливый грядущий день ощущается даже в строках, полных тревожных сомнений:

Неужели тебе только не суждено дело

Что бы выявило твоих сил безмерность?

Неужели даром сколько сердец горело

К тебе святейшей Любовью,

Тебе офируючы дшу и тело? Писатель строит стройную концепцию своего отношения к народу, достойного гордиться «в красоте, свободе и здоровью», народу свободолюбивого, талантливого, в слове которого искрится. И сила и мягкость, острота и мощь. И все, чем может вверх дух подняться народа, в песни которого звенит красота и сила, «надежд и радости свитляная полоса …». Так глубокая печаль, жгучая боль перерастают в мажорное утверждение богатых духовных сил народа:

О нет! Не одни слезы и вздохи
Тебе судились! Верю в силу Духа

И в день воскреснет твоего восстания.

Путь к победе труден, тернист. Не все достигают конечной цели. Но заключительные строки вселяют веру и надежду на близкую победу народа, который по всей своей земле зазвенит шумом свободы, станет хозяином своей судьбы. Народ Твой, который непременно получит свободу, наиболее полно проявит свои неисчерпаемые духовные силы, объединится — как равный среди равных — с другими свободными народами. Франко посвящает свое пение, «хотя тоской covered, и полный веры, хотя горький, и свободный», его светлой будущее, его гению дарит «скромный дар свадебный».

Драгоценным даром народу не только поэма «Моисей» — вся его бессмертна творчество, которое стало достоянием мировой культуры как непреходящие художественная ценность.

Комментарии: