Ответственность человека за судьбу государства (по драме И. Кочерги «Ярослав Мудрый»)

О драматической поэмы И. Кочерги иногда возникает вопрос, почему автор не ограничился четким воспроизведением существующей исторической правды, но на основе реальных событий воспроизводит сюжет, полный некоторых неточностей или «грубых ошибок», — видходжень от реалии, которую занесены в летописи княжеских времен . Ответ на этот непростой, но вполне уместный вопрос следует искать, исходя из размышлений над намерением автора относительно выражения своего мировоззрения в пьесе: во-первых, И. Кочерга пытался показать живого человека с реальными чертами, многогранностью душевного мира, а не конкретно — исторической личности конкретно-историческими поступками, во-вторых, для поддержании, напряженности конфликта, наполненности, живости сюжета автор вводит новые, выдуманные особенности характера, или даже — вымышленные события; в конце концов, автор имеет право на художественный вымысел.

Возникает второй вопрос: что же автор стремился довести до нашего сознания своим произведением? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Нельзя также ограничиться при ответе «голой теорией», сформулировав несколько тезисов, ведь по теме «Ярослав Мудрый» стоит личность, непостижима и многогранна, с его жизненной философией и оригинальным творческим поиском. Поэтому нужно проникнуться идеями автора, попытаться понять, его мировоззрение, научиться мыслить согласно этому мировоззрению, а уже потом судить о «« правды »и« неправды », о целесообразным и лишнее.

Прежде всего выясним, почему И. Кочерга обращается именно к фигуре Ярослава Мудрого.

Именно во времена княжения Ярослава Мудрого Киевская Русь приобрела наибольшей политической и экономической мощи и стабильности, а значит, и большого влияния на международной арене. И все это благодаря поистине мудрой руководящих политике Ярослава. Ведь именно он сумел объединить Русь, утопая к этому времени в грязи междоусобиц. Для этого нужно иметь немалую волю. Откуда она у Ярослава? Согласно поэме Кочерги, силу воли свою Ярослав черпал из искренней. и непреодолимой любви к своей земле, к своему народу. И именно народ помог Ярославу получить и удержать власть в стольном граде Киеве. Эта любовь народа к своему князя была ответом на заботу Ярослава за судьбу народа и государства. А действительно, князь не выдвигал пылких лозунгов, не давал фантастической обещаний, не вел многочисленных дебатов, так модные были во все времена, во всех политиков мира, что с такой плодовитостью используются современными гope-политиками. Князь-принимал конкретные решение не оставались только «на бумаге», а превращались в дело немедленно исполнялись. Князь понимал: чтобы иметь сильную, крепкую страну, чтобы в этой стране всегда царили мир и согласие, необходимо действовать. Правы древние: что посеешь, то и пожнешь. Правы мудрые: сначала закон, а потом благодать. Но был прав применяя кое жеорстоки методы и утверждение законности и справедливости в стране? Был ли Ярослав тираном? А может, мудрым правителем.

Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Ведь идеального на свете Божием ничего нет, и не наша в этом вина. Нет абсолютно праведной и абсолютно своевольной, жестокого человека. Нет абсолютной демократии и абсолютной автократии в мире (прежде всего, потому что идеальное возможно только в теории, на практике же всегда есть определенные отклонения от теории, определенные нюансы, и в этом — вся красота и величие жизни.

Поэтому Ярослав — живой человек со своими достоинствами и недостатками, личность с большим количеством «противоречий», непостижимых элементарной логикой. И можем ли мы судить человека, исходя из субъективных взглядов, к тому же взглядов сугубо нашего времени. Ясно одно: Ярослав горячо любил свой народ, свою Родину и приложил немалые усилия для утверждения своего государства, для поддержания мира и порядка на ее землях, для защиты ее от вражеских нашествий и заговоров, фактически направленных на разрушение культуры, сознания нации, государства вообще. И Ярослав применял наиболее эффективные, по его мнению, средства: меч и книги — силу и мудрость.

Теперь целесообразно ответить и на вопрос, поставленный вначале: что автор хотел доказать своим произведением? По моему мнению, И. Кочерга стремился показать, что каждый человек должен быть ответственным за судьбу своего государства. Ведь Ярослав не смог бы управлять государством без поддержки народа, не смог бы защитить свое государство без преданности верных ему и стране людей. Поэтому не только Ярослав, но и каждый русич ответственный был за Русь. Ответственность эта следует, прежде всего, из горячей любви к родине, самоотверженности отечестве. _

Мне часто приходит в голову, каких бы высот достигла наша держава, если бы каждый ее гражданин сумел переосмыслить ценности, изменить свое мировоззрение, поставив на первое место в своем сознании не материальное, а духовное, если бы у каждого человека возникла неотложная потребность в своей доле ответственности за народ, за лучшую. Поэтому остается только верить, что в конце концов опомнимся, поймем свою ответственность за судьбу Украины.

Комментарии: