Воспроизведение героической и трагической истории Украины и борьбы запорожского казачества за свободу и независимость

История Украины … Это войны и восстания, это слезы и победы, это «тихие воды, ясные зори» и буруны возле Днепровских порогов, это незламнись Байды и крылатые казацкие «чайки» среди волн бушующего моря, буйные веселье на Сечи после побед и плач пленниц в неволе, это ненависть и любовь, верность и измена — это все, чем живет человек, чем живет народ, живет весь мир.

Слушаю звон бандуры или кобзы, слушаю песни-думы моей Украины — и перед глазами встают картины.

Спокойно колеблется ковыль в степи, и вдруг — пыль, крики, свист татарского аркана. Горят дома, слышны стоны, крики …

Не раз такое случалось в Украине. Тогда на защиту своего края выступали казаки. Об этом-в песнях и думах:

Бились с утра козаченьки

К ночи глухой.

Казаков легло немало,

А татар — втрое …

( «Ой, Мороз, Морозенку»)

Вот стоит он перед нашими глазами, как величественный памятник казацкому героизма, людям, которые способны погибнуть за родной край. Стоит на Саур-могиле с раной в груди (враги у него «живьем сердце вырывали») и прощается с Украиной.

Но не только турки и татары лезли на плодородные украинские земли, как саранча, приходили и польские магнаты. И снова на борьбу вставали лидари-казаки. Перебийте «лядськую славу загнал под лавку». Богдан Хмельницкий … Посмотрим: Гей, поехал Хмельницкий с Желтого брода. Эй, не один лях лежит головой в воду.

( «Эй, не той то хмель»)

Но были и поражения. И господствовали в Украине польские и литовские поработители. Тогда казаки становились гайдамаками, брали в руки свяченая ножи. Ой вы, поляки, и недоверки, Полно же властвовать, Гей, недалеко идет Гонта,

Дась он вам знать.

( «Ой наварили ляхи пива?)

Рядом с ним — его ближайший друг Максим Железняк. Так Максим Железняк

С пакамы дрался

И за то он славы Гарной-приобщился.

( «Максим козак Железняк»)

Веками шла борьба. В народных песнях мы находим метафорические картины:

Черная пашня аорана

И пулями засеяна, гей, гей!

( «Черная пашня вспахана»)

Кто же защитит эту землю? Кто станет на ее защиту? Казацкие рыцари — более никто. Люди, больше всего на свете любят Украину, готовые за нее жизнь отдать, даже после смерти хотели бы остаться в ее памяти. Никакие пытки не могут заставить казака предать родную землю и веру христианскую. В Царьграде висит «за крюк ребром задет» Байда и стреляет в турецкого царя. «Вот тебе, царь, за Байдину наказание», — заканчивает «Песнь о Байду» седой кобзарь.

А вот закованный в кандалы раб Самойло Кошка говорит ляхов Бутурлаку:

Чтоб ты того не дождался, Чтобы я веру христианскую под ноге топтал! ( «Самойло Кошка») А когда и случалась измена, то она безжалостно каралась. Как когда Тарас Бульба, дает благословение на наказаниесвоего сына Саввы старый героический казак Чалый ( «Ой был в Сечи старый казак»).

Героически гибнет в Варшаве посажен на кол Гордей Чурай ( «Орлику Чурай»), отважно воюет казак Нечай ( «Ой, з-за горы высокой»). Воспевают песни и думы героизм и герои известных исторических лиц: Кривоноса, Богуна, Хмельницкого, Супруна, Сера, Палия и других — и малоизвестных казаков.

И почти всегда это «вольные птицы», для которых «степь широкий» — «сват», «сабля и люлька — вся семья, седой конек» — «брат» ( «Там Где Ятрань круто вьется»). Таков и казак Голота, что полем гуляет «ни города, ни деревни не занимает», но на коварство татарина дает достойный отпор. Как мифический Антей, он черпает силы в родные земли.

Казаки умели и пить-гулять, и воевать. Жили по принципу: «как бить, так бить, как пить, то пить». И порой опрометчивыми бывали, как казак Нечай, что … поставил … Три стражи в городе, А сам пошел в кумоньки Щуку-рыбу есть. Однако, прежде всего, все же было дело, ради этого расставались и с матерью, и с женщиной. Но и теплоты душевной не лишены эти беспощадные к врагам рыцари. Вот как трогательно прощается с земляками казак, который едет из Украины ( «Ой, гай, мати»):

Виижджавшы, шапку сняв, Низенько поклонился: «Ой, прощайте, слобожане Может с кем ссорился». … Думаю о судьбе Украины и ее рыцарей. Закрываю глаза и снова вижу вечернее небо, яркие звезды, Днепровские пороги, очаги … Раздается сочный, глубокий, какой величественный голос седых кобзаря:

Эй, господин Хмельницкий, Богдан-Зиновий, Наш батя, полковник Чигиринский.

Дай, Господи, чтобы мы за твоей головы ныли и гуляли,

А неприятеля под ноге топтали!

( «Хмельницкий и Барабаш»)

Поет кобзарь и о войско Запорожское, что «как мак процветает», но, к сожалению, и о том, как январь разрушали. Думаю: это же и мои предки, какая капелька их крови и в моих жилах. И повторяю стихи Василия Симоненко:

Вы, незаконнорожденные палачей осатаневших,

Не забывайте, уроды, негде:

Народ мой есть!

В его горячих жилах

Казацкая кровь пульсирует и гудит.

Комментарии: