Как я понимаю образ белого коня Шептала? (по рассказу В. Дрозда «Белый конь Шептало»)

Индивид. Личность … Индивидуальность …

Когда-то русский писатель М. Горький писал: «Человек — это звучит гордо». Так, если человек — принципиальная, имеет свои ценности, понимается в добродетелях, избранной тропинкой по безграничных просторах земли. Поэтому-то земля и помеченные тропами человеческих судеб, тянущиеся до горизонта и сливаются с небом. Вспомним народа мудрость: Человек — кузнец своего счастья. Отсюда — смысл жизни и избранные пути — это результат выбора? Волевая, целеустремленная личность уверенной поступью идет к определенной цели, достигает успехов в жизни, приобретает признание — и в этом ее счастье.

Каждый ли из вас способен так строить жизнь, чтобы оставить определенный след на земле? Всегда личность, индивидуальность действует так, как подсказывает ему душа, сердце? Чем объяснить тот феномен, когда казалось бы сильная натура, но уклоняется, изменяет своим идеалам, теряет свое личное «я»?

Эти и другие вопросы бунтовали мою детскую головку после прочтения рассказа В. Дрозда «Белый конь Шептало».

Главные герои повествования — белый конь (аллегорический образ), Степан, «маленький человечек, даже не белый, а некий« землисто-серый », с мелкими корявыми ручиськамы. С целью более осмысленного проникновения в образ выясняю сущность понятия «аллегория». Аллегория — воссоздание человеческих характеров и взаимоотношений в образах животных, предметов и явлений природы. Оценка изображаемого в аллегории выступает значительно отчетливее, чем при использовании, например, эпитетов или метафор. Поэтому образ белого коня олицетворяет в себе личность достойную уважения. На него можно положиться, он молодой, красивый, гордый. Не раз на это обращал внимание и Степан: конь имел густую гриву, стройные ноги, которые всегда шли уверенной поступью; особенно поражала шея — в ее крутом вишни усматривалась независимость. Степан радовался тому, что белый конь гордо мог гнать на водопой серых, вороных и гнедых. Когда же произошел перелом?

Есть в рассказе впечатляющие эпизоды. Вот один из них. Босоногий мальчишка своими цепкими руками пригнул голову белого коня и властно потянул на себя. Шептало сперва шагнул несколько шагов и вдруг болезненно ощутил неволю. Мальчишеское «но-но», снисходительный пренебрежительный ощупь разозлили Шептала — его передернуло, с неслыханной силой «он шарпонувся, вырвал конец повода, чудо поднялся на задние ноги», его глаза стреляли в этот момент страшными кровавыми искрами. Лошадь — олицетворение отважной, отчаянной человека, который не хочет мириться с унижением человеческого достоинства, его душа протестует, она требует уважения к себе. «Шептало легко опустился и помчался через гусиную сферу в луговую синь». На мой взгляд, «луговая синь» — это символ пространства, беспредельность … и воли ».

В. Дрозд придает образу еще и символическое звучание. Вот он (лошадь) на лугу, вокруг него — сочная трава как символ свободы. Но воля пАхлай «живой сыростью», «крепким настоем луговых трав и молодого сена». Не было насилия. Лошадь отбивал четкий ритм, он бежал так, будто догонял самого себя, «рассыпая по крутой шее густую белую гриву». Некошеных трава стелилась под его ногами, мокрые Полевица щекотали грудь, а темно-зеленым волнам, дается, не было конца. Радость пьянило: он был один-одинешенек, а вокруг — молчаливая трава. Вот конь заржал, ибо не было сил сдержать свои буйные эмоции.

В эти волны Шептало «чувствовал себя так близко и полно со стихией, течением».

Значительную роль в рассказе играют пейзажи. Описания имеют различные функции, однако большинство из них отвечает настроениям героев.

Искупавшись в заливе, Шептало почувствовал себя же сильным, как никогда. Он снова заржал, но теперь уже грозно и пошел напиться … А в душе читателя зрело какое-то предчувствие: начинал понимать, что имеет что-то случиться. Описания природы усиливают эмоциональность и динамику действия: небо напнулося, треснуло пополам. Шептало увидел себя в водяного зеркала Он был такой белый, что глаза щемило от той белья … Пошел дождь. Лошадь от грузом воспоминаний уже не шел, он бровей. Что-то камнем ложилось на грудь. Да, он белый конь, потомок цирковых арен … Но Степан стегает его кнутом, так как он уже давно не белый. И снова пейзаж, усиленный глагольными формами: белый конь отпрянул, в зарослях стало темно, мокро и сиротливо … Ему захотелось услышать Стефанов голос … Он упрекал себя за то, что утратил гордость, но его влекло села и … властная Степанова рука. А еще он не хотел белым появляться перед других лошадей … Это только хуже сделаешь себе. Шептало приходит к выводу, что в этой жизни, в среде, к которой он уже привык, лучше оставаться «сереньким и покорным. Конь знал свое белье, «а о чужом глаз лучше остаться прежним», он хлюпнувся в лужу и покатился по дорожке ». Вот теперь стал таким, как все!

Рассказ «Белый конь Шептало» имеет глубокий философский подтекст: даже сильная личность под влиянием окружающих обстоятельств часто теряет свою индивидуальность, обезличивается и начинает действовать, как все. Сегодня, когда на полках книжных магазинов лежат книги с нескрываемым осуждением системы рассказ В. Дрозда приобретает актуальность. Сильный человек настоящего (подразумеваем украинскую интеллигенцию, которая бунтует против современного хаоса, ей видиться вкус свободы (например, свобода слова), но она и боится ее, потому что не знает, как действовать. Символично звучат последние строки произведения: «Под утро конь возвращается в загоны, просовывает голову между жердей заграждения и дремлет, уставший неразумной болтовней ».

Комментарии: