«Какое ты имеешь право быть свободным, когда твой народ в неволе?» (По повести Ивана Франко «Пути-дороги»)

Заветная жизненная цель каждого человека — идеал, которому подчиняется вся ее жизнь. Свой идеал Франко вложил в слова главного героя повести «Пути-дороги» Евгения Рафаловича: «… Это должен быть первый шаг, первое начало моей широкой, народного труда. Хочу доложит все силы, чтобы довести этот народ хоть немного до освидомлення, приучить его пользоваться его правами, бороться с его обидчиками … ».

Не потому, когда читаешь эту повесть, все время чувствуешь за молодым юристом Рафаловичем фигура самого Франко с его стремлением к культурного, политического и социального освобождения народа? В его уста писатель часто вкладывает собственное понимание многих вещей: «Политика — это не болтовня на праздниках и соборчинах! Она требует не только умения говорить и крепкой груди, но также отважного сердца, сильного характера и упорства и того духа независимости, которого у нас целыми веками убивали и притлумлювалы различные факторы ».

Евгений Рафалович, «воспитанный, вскормленный хлебом, трудом и потом своего народа», считает, что интеллигенция должна помочь народу освободиться от нужды, подняться с колен. Такую же идею мы уже встречали в «облаках» И. С. Нечуй-Левицкого, увлекаясь образами молодых украинских интеллигентов.

В образе Рафаловича Франко рисует новые, полные чистыми стремлениями, остекляете Украины, которая начала новый этап общественного развития. Мы видим, как молодой юрист, имевший национальное достоинство, ведет всю документацию только на украинском языке, на этом же языке своего народа он выступает в суде, и хотя многим это не нравится, он действует спокойно, уверенно, без лишнего шума.

Пусть не всего в поставленной цели Евгений достигает, но по крайней мере ему удается возмутить мертвые воды общественной рутины. Он всколыхнул усыплены в крестьянских массах силы, а самый большой его успех — народное вече и тот резонанс, который оно имело в Галиции. Неудивительно, что сами крестьяне не сразу верят в искренность Рафаловича: их так часто обманывали, что они и теперь готовы заподозрить своего защитника в лукавстве или мошенничестве. Это затрудняет его путь к цели, он обижается, упрекает селянам «глупости» ( «Хотим быть нищими и слугой, чем господами в своем селе»), но духом не падает. «Нужно провести их через школу жизненной образования, пробудить в них общественный дух», — приходит он к выводу и решает поехать в Буркотин ради той же «жизненной образования», которую не заменит «книжная образование».

Так постепенно решается центральный конфликт произведения — социальный, который заключается в борьбе двух сил: между темным, забитых крестьянством, не умеет себя защитить, и чиновниками, которые постоянно обманывают простой народ. Поэтому я вижу в образе Рафаловича определенный символ — обязанность, которая должна нести за для счастья своего народа украинский интеллигент попри все разочарования и трудности своего пути.

… Пути-дороги бывают разными: реальными, символическими. В жизни перекрещиваются судьбы, мысли, интересы. Бывает так, что человеческие тропы перекрещиваются для крупных, полезных народу дел, когда человек без остатка отдает себя служению народу.

По моему мнению, повесть «Пути-дороги» очень актуальна для нашего времени, когда партийные лидеры современной Украины красноречиво говорят о любви к родному народу и государства, под их торжественные речи и обещания незаметно стала одной из стран в мире с низким уровнем жизнеобеспечения.

Комментарии: