«И перед ней помолюсь, как перед образом святым той матери святой»

(Образ матери в произведениях Т. Шевченко)

Рано потеряв мать, которую «еще молодой в могилу нужда и труд положили», Т. Г. Шевченко всю жизнь тяжело ощущал свое сиротство. Ему всю жизнь не хватало материнской заботы, материнской нежности. Возможно, именно поэтому поэт с особым уважением привык относиться к материнству. И это отразилось в его творчестве.

Листая страницы «Кобзаря», мы постоянно встречаем образы матерей. Разные это женщины: есть среди них такие, что, желая счастья детям, заботятся только о материальном приобретение и готовы ради этого потерять любовь ( «Марьяна монахиня», «Тополь»). Есть несчастные матери-покрытки, которые, не в состоянии перенести стыд, теряют своих новорожденных детей ( «Русалка»). Но подобных персонажей в стихах Т. Г. Шевченко немного. Преобладают совсем другие — трогательные образы преданных, жертвенных в своей материнской любви женщин. Недаром Шевченко с уважением подчеркивает:

Слово «мама». Великое,

Найкращеє слово.

И ради того, чтобы услышать это слово от своего ребенка, героини великого Кобзаря способны на все. Для молодой матери весь мир сосредоточивается в ребенке. Мать уделяет ребенку все свое внимание: кормит, следит за чистотой, забавляет. И очень рано начинает задумываться над ее судьбой, над тем, какое место займет ее любимое дитя среди людей. А чтобы это место было достойно, надо не только кормить сына или дочь, надо их воспитывать. Шевченковская хорошая мать — будь то крестьянка ( «Сова») или полянка ( «Княжна») — хочет дать своему ребенку образование. Так, княгиня для своей дочери

И книг с кунштикамы

В Ромни накупила. Забавляла,

гуляла, А Богу молиться,

И азбуку по кунштиках

Принялась учить.

( «Княжна»)

А неграмотная крестьянка тоже хочет учить своего сына.

День и ночь работала она, бедная вдова,

И сыну за три копи жупанчик купила,

Чтобы и оно, вдовы,

В школу ходило.

( «Сова»)

Каждая мать мечтает о счастливом будущем своего ребенка, молить Бога за нее. Мотив материнской святой молитвы — самый распространенный в стихах Шевченко:

… Мать окутывала

Меня, малого, и ночью

На свечку Богу зарабатывала:

Поклоны тяжкие избивая,

Пречистой ставила, молила,

Чтобы судьба добрая любила

Ее ребенка …

Материнская любовь жертвенная. Шевченковские героини способны полностью забыть себя ради детей. Раздетые, голодные, старые женщины путешествуют по разным землям, отыскивая «деток», что их судьба разбросала по далеким местах. Сын может забыть мать, а она никогда его не забудет, до последнего вздоха будет верить, что встретит, обнимет своего ребенка. И эта надежда согревает зимой одинокую Сову, дает силы не просто выжить, а стать мудрым врачом героини поэмы «Ведьма». Мать способна во всем ограничить себя ради ребенка. Так, например, путешествуя с маленьким сыном, изгнана родителями Екатерина(из одноименной поэмы) вынуждена попрошайничать. И получив какие-то мелкие деньги, не хлеб, не платки себе покупает молодая женщина, а пряник для своего Ваню.

Особое место в Шевченковской галереи портретов матерей занимает героиня поэмы «Служанка». Породив сына, Анна подбрасывает его состоятельным пожилым людям, у которых нет детей. Обрадовавшись, старые усыновляют малыша, а Анна нанимается к ним служить. Приветливая, трудолюбивая, она быстро становится своим в доме, успевает справляться «и в доме, и на дворе и от скота». А лучше ухаживает малого Марка:

А у ребенка

Так и упада, будто иметь:

В будни и в воскресенье

Головоньку ему смоет,

И рубашечку белую

Божий день надевает,

Играет, поет. Марк очень любит служанку, уважает ее, приглашает быть на его свадьбе за мать, потому что старая хозяйка умерла. Вся семья: и Марк, и старый Трофим, а впоследствии и жена Марка, и их дети — относятся к Анне как к ближайшей родственницы. Однако она не пользуется этим и отказывается принимать участие в свадьбе, часто ходит на богомолье в Киев. Она не может жить без сына и его семьи и одновременно не решается сказать Марку правду, потому что по моральным нормам того времени такая правда посрамила бы ее любимого ребенка. Анна все время корит себя и только перед смертью успевает сказать Марку, кто она ему. Так всю жизнь эта мужественная женщина посвятила сыну и, забыв себя, сделала все, чтобы не огорчить его, чтобы не запятнать его судьбу, его будущее.

Ведущий для Шевченковской поэзии образ матери покоряет читателя своим лиризмом, теплотой, нежностью. Чувствуется, что это самое святое для художника понятия. Недаром он расширяется до границ Родины, которую всегда великий Кобзарь называет матерью, плачет над ее тяжелой судьбой, упрекает ее дерзких и неблагодарных детей, но надеется, что Родину-мать ждет лучшее будущее:

Пусть мать улыбнется,

Заплаканная мать.

Всех детей своих

Твердыми руками

И за собой поцелует

Вольными губами.

Комментарии: