Впереди — Иисус Христос (по поэме А. Блока «Двенадцать»)

Поэма «Двенадцать» — один из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения лежит борьба старого и нового, борьба двух «миров». Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его тянет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин. Поэма «Двенадцать» построена на контрастах: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!. Контрастные по своему изображению «буржуй на перекрестке», «невеселый товарищ поп» и «12 мужчин», что идут. Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения.

Эстетический конфликт поэмы — столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях, в их восприятии мира. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока — революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия. В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентом. Не будучи революционером, соратником большевиков, «пролетарским» писателем или «выходцем из низов», Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимую событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизила тем самым большую национальную трагедию, историческую трагедию . Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция — это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, «чистой», в значительной степени элитарной культуре, деятелем и создателем которой он был сам. Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевал «розовую облако грез» и «милого воина», «одетого в серебро», в создателя поэмы «Двенадцать».

С огромной силой выразила эта поэма страшную «музыку разрушения» и тоску по другой музыкой, музыкой «нового века», «сойдет среди всех несчастных поколений». Революция Блока несет добро и справедливость, крайней мере, А. Блок в это хочет верить:

В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не «чернь», а революционный народ, идущий в будущее «государственным шагом». И ведет его — Христос.

Комментарии: