Карпатские Ромео и Джульетта (по повести Коцюбинского «Тени забытых предков»)

1 вариант
Повесть «Тени забытых предков» содержанием и стилем занимает в творчестве Коцюбинского своеобразное место. Это — художественное открытие общеукраинском читателю жизни народа Гуцульщины, той волшебной части украинской земли, которая на протяжении веков была оторвана от большой Украины.
Центральный герой повести — Иван — человек чрезвычайно способный, богатая и чистая душой, не испорченная эгоистической моралью мира. Иван помогает своим родителям получить кусок хлеба. В схватке с враждебным родом отец был ранен и на другой день бойцы умер. Тяжелые времена наступили в семье после смерти хозяина. Загниздилось беспорядок, всплывали достаток, продавались царынки одна за другой. Иван был вынужден идти в батраки. Нелегко было ему расставаться на время с Маричкой, которую он горячо любил.
Когда Иван вернулся, то не застал Марички живой: ее забрала наводнение. Тяжело переживая потерю любимой, он семь лет пастушив в венгерском крае. Вернувшись в родное село, Иван через год женился не потому, что полюбил другую девушку, а только ради того, что «надо было хозяйничать». Но это женитьба не принесла ему счастья. Не любовь, а какая-то утешение в хозяйстве удерживали Ивана вкупе с Палагна. Но ненадолго, вскоре сумм за Маричкой победил, отрыв от людей, привел Ивана к гибели.
В образе Ивана писатель отразил поэтическую душу гуцула, его буйную фантазию. Герой воспринимал мир как сказку, полную чудес, интересную, таинственную и страшную. Иван — юноша был стройный, как ель, прочный и красивый парень. Природа научила его играть на флояре, передавать мелодией своей любви к Марички.
Коломийки ярко свидетельствуют о поэтическую одаренность, духовную красоту, человечность, «здоровую, чистую, подвижную и неутомимую душу нашего народа».
Иван любит богатую душой Маричку, что всегда разделяла счастье и горе, излились Иваном на флояре, одзивалась на его игру, «как самочка до дикого голубя — песнями».
Сюжет повести «Тени забытых предков» перекликается с трагедией Шекспира. В них можно найти немало общего. Как Монтекки и Капулетти, враждуют роды Палийчуков и Гутинюкив. В обоих враждующих родах есть дети, которые любят друг друга, — Иван и Маричка. Как и у Шекспира, герои Коцюбинского погибают. Оба произведения являются гимном любви. Главная же коллизия в обоих произведениях — разная.
Если у Шекспира трагедия происходит через случайную несогласованность действий Ромео и Джульетты, то у Коцюбинского — иначе. Мотивом самоубийства и Ромео и Джульетты является их любовь. В «Тенях забытых предков» только Иван погибает через силах перенести смерть любимой, Маричка же уходит из жизни случайно. С самого начала любовь героев было трагическим. И не потому, что им на пути стояла вражда родов, а потому, что оно было больше и сильнее жизни. Рисуя силу любви, Коцюбинский ищет йогпорывом. И их физическая близость выглядит не развратом, а естественным продолжением их душевных переживаний: «… все было так просто, естественно, с тех пор мир миром, что ни одна нечистая мысль не засорили ей сердца». Гармония человека и природы, гармония чувств и действий — это та особенность, которую видит Коцюбинский в этом «первоначальном» жизни гуцулов. И, конечно, любовь сочетается с фантастикой, предрассудками. «За поясом, на голим теле» Маричка носит чеснок, чтобы не забеременеть. Душевные порывы героев сплетаются в волшебную песню, которую Иван выигрывает на флояре, а Маричка поет. Эта песня дышит сказочными образами диких гор и засевает горы своей чарующей мелодией.
Ярко и фантастически рассказывает писатель о тоске Иоанна за Маричкой, которая погибла. Жена его — Палагна не может заменить любимой. Вечное таинство любви живет в душе Ивана и всплывает «на поверхность» странными образами.
Время от времени тоска по любимой выбивает его из обычного ритма жизни: «… неожиданно совсем, когда он сводил глаза на зеленые царынки, где отдыхало в копнах сено, или на глубокий задумчивый лес, оттуда взлет к нему давно забытый голос:

И вспомни мш, мой миленький, Два
раза в денек, А я тебя и вспомню
Семь раз в час …

Тогда он бросал работу и где-то пропадал. И в сочельник к нему снова приходили воспоминания о любимой: «И когда так молились, Иван был уверен, что за плечами у него плачет, склонившись, Маричка …» Он бредит ею и наяву. Сознание его двоилась. Сначала Маричка видится Ивану живой, и он удивляется, что она жива и одновременно как бы мертва. И сердце наполняется радостью на фоне суровой природы, которая сулит недобрый конец: «беззаботная молодость и радость снова водили его по сих безлюдных верхах, таких мертвых и одиноких, что даже лесной шепот не мог удержаться там и истекал в долину шумом потоков». Тонкий психолог Коцюбинский показывает через фантастические образы, как постепенно меняется психическое состояние Ивана, как он наконец полностью теряет чувство реальности, как восприятие сказочной природы переходит в абсолютное бред — встреча с чугайстыра.
Спасая Маричку от чугайстыра, Иван пускается с ним в пляс. Чугайстер устает, хочет остановиться, и Иван не дает ему передышки, чтобы Маричка успела убежать. И вот когда злой дух готов был уже прекратить танец, Иван заиграл ту волшебную песню, которую услышал когда-то от черт. Это была настоящая песня, в которой слились и дыхание диких гор и глубокие душевные силы самого Иоанна и его любви к Марички. И Чугайстер не удержался и снова танцевал. А с дали его уже кричал голос Марички — голос, который он слышит всю жизнь, на который идет в поисках любимого, а найти не может: «Ива-а! — Стонала Маричка где-то в глубине, и был в голосе том зов любви и муки ». .
С самого начала любви Ивана и Марички было трагическим. И не потому, что им на пути стояла давняя вражда родов, а потому, что оно было больше и сильнее жизни. «Не набутися ним», — грустно бросает еще совсем юная Маричка то. глубокое слово, которое по своему содержанию равна всей жизненной дороге. И когда гибнет Маричка, Иван не в состоянии пережить свою любовь, он тает на глазах. «Зов любви и муки» порождает в его душе и иллюзии, и фантастические образы, и, в конце концов, приводит к тому, что и Иоанн, как и Маричка, потеряв бдительность, погибает от столкновения с дикой горной природой.
Следовательно, в отличие от Шекспира, рисуя непреодолимую силу любви, Коцюбинский ищет его источники в таинстве природы, таинстве жизни, таинстве человеческой души, которая хранит в своих глубинах весь вековой опыт до верований далеких предков.

ання Ивана и Марички было трагическим. И не потому, что им на пути стояла давняя вражда родов, а потому, что оно было больше и сильнее жизни. «Не набутися ним», — грустно бросает еще совсем юная Маричка то. глубокое слово, которое по своему содержанию равна всей жизненной дороге. И когда гибнет Маричка, Иван не в состоянии пережить свою любовь, он тает на глазах. «Зов любви и муки» порождает в его душе и иллюзии, и фантастические образы, и, в конце концов, приводит к тому, что и Иоанн, как и Маричка, потеряв бдительность, погибает от столкновения с дикой горной природой.
Следовательно, в отличие от Шекспира, рисуя непреодолимую силу любви, Коцюбинский ищет его источники в таинстве природы, таинстве жизни, таинстве человеческой души, которая хранит в своих глубинах весь вековой опыт до верований далеких предков.

Комментарии: