Карпенко-Карий и его пьеса «Сто тысяч»

Изучая творчество Ивана Карпенко-Карого, мы знакомимся с развитием украинской драматургии и театра второй половины XIX века. Огромным творческим достижением Карпенко-Карого является его комедия «Сто тысяч».

Главной движущей силой событий, изображенных в комедии «Сто тысяч», является погоня за богатством. Это ярко показал драматург в образе сельского кулака Герасима Никодимовича Калитки, смыслом жизни которого было Приобретение земли ». Калитка скупал землю за любой возможности. Он покупал ее у крестьян, разорившихся. Не гнушался и землей тех помещиков, которые не приспособились к новым условиям, «промоталися» и вынуждены были продавать свои имения. Герасим влюбленный в землю, он обожает ее. «Ох, земельку, святая землица — божья ты доченька» Как растроганно звучат эти слова. Но тут же он «приземлюе» свои мысли: «как радостно тебя загребать вместе, в одни руки … Приобритав бы тебя без счета. Легко по своей собственной земле ходит. Глянешь глазом вокруг — все твое, там стадо пасется, там пашут на пар, а здесь зазеленела пшеница и колосуеться рожь: и все это деньги, деньги, деньги ». Недоедая, недосипаючы, покупая кусочками, Герасим уже приобрел двести десятин земли. Но все ему мало. Он знает, что рядом живут Пузир, Сапог, в которых десятины земли считаются тысячами, и Калитка стремится сравниться с ними в богатстве. А кроме того, под боком живет господин, мотается и туда, и сюда, заложив и перезаклав — видно, что замотался: вот-вот продаст землю.

С какой радостью купил бы Калитка этот кругленький кусочек, но ему для этого не хватает денег. На все пошел бы, чтобы получить эти деньги. Он нещадно эксплуатирует батраков и даже членов собственной семьи. В его отношении к ним видим грубость, жадность. Для него каждый человек — лишний рот, и он стремится на всем экономить, чтобы все было по-хозяйски. Ему жаль было куска хлеба для наемника, который каждый день, с утра до вечера работает на него! «Один возьмет, другой возьмет, так и хлеба не напасешься!» И к собственной жены, которая тоже день и ночь трудится, «с дежи рук не достает», он относится, как к служанки. По просьбе женщины запрячь ей лошадей, чтобы в воскресенье поехать в церковь, предлагает ей идти пешком, несмотря на то, что в церковь три версты. На упрек жены: «Что тебе, больше лошадей сожалению, чем женщины?" Калитка отвечает: «Скотина денег стоит, она целую неделю оказывает на нас, а в воскресенье, что было бы отдохнуть, гони в церковь. Это не по-божески и не по-хозяйски ». Калитка очень примитивный. Он считает, что в хозяйстве главное — избегать всяких «господских прихоти». «Я не буду панувать, нет! Как ел борщ и кашу, так и буду есть, как мазал сапоги дегтем, так и мазатиму, но зато всю землю вокруг скуплю ».

Но денег все же не хватает. И тогда Герасим заключает сделку с неизвестным евреем, чтобы за пять тысяч настоящих денег купить сто тысяч фальшивих. Это был большой соблазн, не смог Калитка устоять перед большой жаждой легкой наживы. Хвастаясь, что он сам кого хочешь обманет, он все же сам остался в дураках, купив чистейший бумагу. Калитка пытался повеситься … и очень сожалел, что его вытащили из петли: «Лучше смерть, чем такая потеря!».

Комментарии: