Комедия Карпенко-Карого «Хозяин»

Карпенко-Карий создал новый тип социальной; комедии. Развивая, как и Островский, гоголевскую традицию принципиально «безгеройнои» (т.е. без положительного героя) комедии, он нашел своеобразный аспект художественного анализа социальных явлений.
Комедийный сюжет писатель разворачивает вокруг одного персонажа, а его окружение — как те, что ему противостоят, так и те, которые его поддерживают, — обрисована контрастными красками, что позволяет оттенить, ярче выявить суть действующего лица.

Деморализующее силу денег показал драматург в образе Калитки (драма «Сто тысяч») и в образе Пузыря ( «Хозяин»). Сам И. Карпенко-Карий писал: «Комедия эта очень серьезная, и я боюсь, что будет скучна для публики, которая от комедии ждет лишь смеха. «Хозяин» же — злая сатира на мужскую любовь к стяжания, без всякой иной цели. Стяжания для стяжания »
Характер Пузыря раскрывается опосредованно, через рассказ других персонажей о нем, а также в его отношениях с окружением, которое состоит из различных типов своего времени. Среди них самые яркие — его подручные, Финоген и Лихтаренко, которых «хозяева воспитали» и в которых принцип поведения такой: «Как на войне никого не жалеть, если ты не убьешь, тебя убьют».

Трагические нотки в этой. сатире связанные с образом эконома помощника Зозули: честный человек, которая оказалась между трибкамы «хозяйской» машины, Тине, раздавленная «хозяйским колесом».
Своеобразная композиция пьесы, как справедливо отмечал Франко, более эпическая, чем драматическая. Комедия насыщена событиями и конфликтными ситуациями, «убийственно-саркастическими» суммами, которые объединены одной сквозной событием — участием Пузыря в гигантской афере злостного банкрота Михайлова с целью наживы.
«Хозяин», как выдающееся достижение украинской драма тургии XIX века, больше всего выявляет тенденции литературного процесса, когда комедия стала ус жатися к повествования.

Комментарии: