Конфликт между идеалом и действительностью — центральная проблема романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Роман испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра увековечил имя писателя. Роман был задуман как пародия на средневековый рыцарский роман, но очень быстро вырос до уровня романа, поднимает вечные философские вопросы. Но и первоначальный замысел включал в себя основы дальнейшего преобразования. Желание создать пародию было вызвано огромным разрывом между действительностью и ее отражением в литературе. Именно это и привело к основного конфликта произведения — конфликта между идеалом и действительностью.

Комический эффект романа вызван столкновением ситуаций, взятых из рыцарских романов и повседневных ситуаций современной Испании. Вместо красавца-рыцаря, сильного и непобедимого, главным героем становится второстепенный Ламанчский идальго, Алонсо Кехано. Он — карикатура на книжного рыцаря.

Писатель не скрывает своего ироничного отношения к главного героя, мысли которого наполнены различными книжными фантазиями: чарами, битвами, соревнованиями, смертельными ранами, любовными вздохами, разлуки и муками. Но главный герой и его чудаковатые выходки вызывают не только смех читателя. В причудливых битвах с «ветряными мельницами» сложно не увидеть благородные намерения героя, который бросает вызов несправедливости всего мира. Он готов биться за честь и свободу. В романе есть эпизоды, где гope-герой максимально приближается к настоящему героизма, например, эпизод с мальчиком-пастухом. Но все его поступки оказываются неудачными, как в случае с увольнением несправедливо осужденных каторжников. Дон Кихот не умеет предвидеть последствия своих поступков, то есть предусматривать на несколько шагов вперед. Описание правосудия вызывает столь сильные ощущения, что уже сложно различить, которые рассказы каторжников правдивые, а какие вымышленные. Но склонность Дон Кихота все путать привела к тому, что он не получил благодарности от уволенных: снова лучшие намерения оборачиваются нетипичным поведением, похожей на безумие. Наличие в романе таких ситуаций свидетельствует о том, что они и являются главными в романе, тогда как откровенно комические — только антураж.

Совсем другой ракурс — конфликт между идеальным и реальным раскрывается в ситуации, когда ради развлечения герцога оруженосца Дон Кихота Санчо Пансо делают на время якобы настоящим губернатором. Обычный крестьянин, человек из народа, Санчо Панса в этой роли является мудрым судьей и лучше, чем настоящий губернатор: бескорыстным, милосердным и справедливым. Именно это и завершило шутки: подобные лица были нужны для реального строя.

Санчо Панса верит некоторым обещаниям своего господина не через излишнюю начитанность, а скорее всего через обычную неосведомленность. В повседневных делах он предстает как веселая и трезвый человек. Так, до разрыва с реальностью приводит не только излишняя романтичность, но и недостаточными уровень образованности.

Несомненно, оба героя вызывают искреннюю симпатию. Образ Дон Кихота стал символизировать проявление лучших и благородным намерений при полном отрыве от действительности. Утвердился новый термин «донкихотство», который имеет реальное значение и проявление этого явления, обнаруженного Сервантесом, можно наблюдать в реальной жизни. Людям стоит время от времени задумываться над тем, нет расхождений между их желаниями и возможностями, между реальным и идеальным. Поэтому популярность романа Сервантеса переживает столетия.

Комментарии: