Корифей украинской литературы М. Старицкий

М. П. Старицкий — один из корифеев украинской драматургии. Он оставил глубокий след в украинской культуре. Кроме драматических произведений, писал стихи и прозу, был выдающимся актером, талантливым режиссером, добросовестным общественным деятелем.

Выходец из малообеспеченным помещичьей семьи, где в большом почете были журналы «Современник», «Отечественные записки», произведения русских и зарубежных писателей, «Кобзарь» Шевченко и сборки украинских фольклорных произведений, юноша уже в студенческие годы сформировал свои общественно-политические и эстетические взгляды.

Работая после окончания университета в Киевском историческом архиве, М. Старицкий начинает свою литературную деятельность и одновременно совершенствует знания нескольких иностранных языков: английского, немецкого, французского. Позже создает украинскую труппу, которая быстро приобрела большой (можно сказать, мировой) славы.

Но по состоянию здоровья через десять лет он покидает труппу и полностью отдается литературному делу.

Меня поразило то, что всю свою жизнь М. Старицкий подчинил высокой цели -: »душой и мыслью послужит родному народу» В письме к И. Франко, Своего товарища по перу, он писал: «Это желание, это направление руководили мной всю жизнь, и я не предал их в могилы, потому что верую, что только тогда она прославит свой язык народ, когда она станет орудком культуры и науки, когда на ней понесет народа интеллигентный группу и освобождения от экономического рабства и улучшения судьбы … »Как это актуально звучит сегодня!

Свое отношение к фигуре М. Старицкого я хочу обосновать ориентируясь 'на его драматургическое наследие (писатель оставил Нам 25 пьес).

С литературной критики нам известно, что как драматург М. Старицкий рос на прогрессивных традициях украинской, русской и зарубежной классики. Возглавляя украинскую труппу, он проявил себя и как режиссер, и как сценарист, и как автор уже известных в то время драматических произведений. Чтобы обогатить репертуар украинского театра, он инсценируют, кроме того, повести русского писателя Н. Гоголя, произведения польских писателей Ожешко и Крашевского, перерабатывает сценические драмы И. Нечуй-Левицкого, П. Мирного, переводит на украинский Живу драму В. Шекспира «Гамлет» .

В пьесах Михаил Старицкий нарушил различные проблемы: несчастная любовь деревенской девушки, критика популярной в те годы идеи «слияния» пана с мужиком,

социальные взаимоотношения в украинском пореформенной деревне, творческие будни актеров, национально-освободительная борьба украинского народа, постепенное нарастание недовольства существующими порядками и т.д.

Среди пьес М. Старицкого, подвижническая жизнь которого достойное уважения и признательности, самый большой след в памяти оставили такие, как «Не суждено», «Судьба», «Ой не ходи, Гриша, да и на посиделки», «Последняя ночь ».

<p> Пьеса «Не суждено», название которой для приглушения социального направления автор менял несколько раз, вошла в так называемый золотой фонд нашей литературы. Главная героиня пьесы — крестьянская девушка Катя. Она влюбилась в паныча. История традиционная, но она дата возможность писателю нарушить актуальную проблему того времени: отвратительную суть общества, основанного на социальном неравенстве. Писатель не просто освещает проблемы, но и выражает свое отношение к описываемому, разоблачает господский либерализм и псевдопатриотизм в стиле Великого Кобзаря. По личной драмой главных героев автор увидел растленную барскую морали, носителем которой в пьесе выступает Михаил Ляшенко.

Образ Кати запоминается надолго. Дзвонаривна искренне любит и хочет паруватися с панычом навеки, однако своим крестьянским умом знает, что спариваются только равные. В душе девушки есть надежда на хороший исключение. В ответ на предостережения Дмитрия она говорит: «Не зверь же он?». Но случилось не так, как надеялось: Катя стала жертвой своего искреннего чувства.

Сильная и волевая, с глубокими душевными чувствами, не смогла девушка преодолеть пассивность паныча, который не способен бороться за свою любовь.

Идея драмы напоминает основную мысль произведения А. Тесленко «Утраченная жизни»: в мире, где царит жажда наживы, где процветает лицемерие и корыстолюбие, жестокость и разврат, нет места ничему светлом.

Дмитрий Ковбань искренне любит Катю и ненавидит молодых людей. Он хорошо знает, что молодые люди всегда жили неправдой. В гневе юноша убивает паныча Михаила.

Тему любви М. Старицкий переносит и на страницы социально-бытовой драмы «Ой не ходи, Гриша, да и на вечерницы. Однако в этой драме тема любви перерастает в тему социальных противоречий между трудовым людом и сельскими богачами.

Главные герои драмы — восемнадцатилетняя девушка Маруся и пожилой Хома, который хочет жениться на Марусей, пытаясь красоту, любовь заменить деньгами.

Хома действует мерзкими средствами: он разбивает счастье влюбленных (Маруся искренне любит Грицько), что приводит к отравлению парня и безумие девушки.

Эта драма, обозначенная широким использованием музыкально-песенного фольклора, и сегодня входит в сценического репертуара украинских театров.

Главное место в творческом наследии М. Старицкого занимают сочинения на исторические темы: «Богдан Хмельницкий», «Оборона Буши», «Маруся Богуславка», «Последняя ночь» и «Юрко Довбыш». Писатель-драматург художественно исследовал историческое прошлое Украины и тем самым вдохновил современников в их борьбе за независимость родного края. Истинным патриотом земли выступает Степан Братковский в пьесе «Последняя ночь». Он — неподкупный и не понимает тех, кто изменяет «отчизну свою». Из его уст срываются горестные слова, обращенные к Украине: «Что произойдет с тобой, Украина, когда тебя лучшие сыновья — из страха, ради маммоне — предадут?"

Драму «Судьба» М. Старицкий посвятил популярной актрисе свое время Марии Заньковецкой, которая стала прототипом Марии Лучицкой — главной героини драмы. Лучицкая хочет нести светлое искусства широким массам, воспитывать их. Однако на ее пути много препятствий: бездарная Квятковская, деспот Котенко, продажный журналист Юркович. Лучицкая — волевая женщина. Она находит в себе силы и возвращается в театр.

Пьеса заканчивается трагически: талантливая актриса умирает. Таким горьким был ее талант, такой горькой была ее судьба.

Творчество М. Старицкого заслуживает высокой оценки. По мнению Леси Украинский, он всю жизнь заботился, «чтобы наше слово не умирало» Его многогранная творческая деятельность была подчинена высоким задачей подъем украинской национальной культуры на мировые уровне, розбудженню усыплен национальных чувств, есть и на сегодняшний день достаточно актуальным.

произойдет с тобой, Украина, когда тебя лучшие сыновья — из страха, ради маммоне — предадут? "

Драму «Судьба» М. Старицкий посвятил популярной актрисе свое время Марии Заньковецкой, которая стала прототипом Марии Лучицкой — главной героини драмы. Лучицкая хочет нести светлое искусства широким массам, воспитывать их. Однако на ее пути много препятствий: бездарная Квятковская, деспот Котенко, продажный журналист Юркович. Лучицкая — волевая женщина. Она находит в себе силы и возвращается в театр.

Пьеса заканчивается трагически: талантливая актриса умирает. Таким горьким был ее талант, такой горькой была ее судьба.

Творчество М. Старицкого заслуживает высокой оценки. По мнению Леси Украинский, он всю жизнь заботился, «чтобы наше слово не умирало» Его многогранная творческая деятельность была подчинена высоким задачей подъем украинской национальной культуры на мировые уровне, розбудженню усыплен национальных чувств, есть и на сегодняшний день достаточно актуальным.

Комментарии: