Как странно осознавать, что каждая эпоха не была величественной сама по себе. Эту величие создавали люди. И именно их вклад в историю и составлял эпоху. А людям, маленьким или большим, собственно в чем-то ошибаться, в чем убеждаться. Только так появляются нетрадиционные решения, только так вершатся великие дела. Вероятно, по-другому не бывает. Ведь мир гармонии одновременно является и миром противоречий. И этот мир накладывает свой отпечаток на человека, однако каждый век имеет своих гениев, иногда их имена остаются в забвении, а иногда звездно сияют на небосклоне еще многим и многим поколениям. Таково имя Франческо Петрарки, который считается первым писателем эпохи Возрождения.
Основой этой знаменательной эпохи стало творчество Данте. А поскольку Петрарка освещал общие исторические противоречия, которые характеризовали средневековую Италию в целом, то именно это и определило его ведущую роль в формировании новой, национальной культуры итальянского Возрождения.
Я думаю, что роль Петрарки определяется еще и тем, что он стал первым великим ученым-гуманистом, и именно поэтому утвердился как первый большой лирик итальянского Возрождения. Его фигура олицетворяла реальное воплощение нового писателя и новый тип взаимоотношений человека и общества.
Что помогло Петрарке полностью посвятить себя светской культуре европейского гуманизма? Парадоксально, но именно принятие духовного сана. Ведь этот факт позволил ему входить в различные общественные круги и видеть жизнь разных слоев. Вскоре к нему пришла слава лучшего лирика современности.
Духовный сан не помешал Франческо Петрарке полюбить женщину, которую в апреле тысяча триста двадцать седьмой год он встретил в церкви святой Клары. Кто она? Об этом, наверное, мы никогда не узнаем. Но она существовала, и Петрарка действительно любил ее. Даже после смерти Лауры это любовь не покинуло поэта:
Лет трижды семь должен был гореть я,
Амуров раб, лику на костре.
Она ушла, — я дух вознес горе.
Продлится ль плач за грань десятилетья? Что помогло Петрарке создавать свои шедевры, полные искренности и простоты? Возможно, влияние античной литературы, которая прославляла все положительные человеческие качества. А может, такова была его натура — уважать дружбу, хранить верность любви. И что самое важное, он никогда не терял друзей. А это уже более чем удача, это — божий дар.
Во многих семьях он был не просто капелланом, он был вторым. Об этом свидетельствует переписка поэта. Но в то же время Петрарка уважал и часы одиночества. Одиночество была его естественным состоянием, возможностью ощутить внутреннюю свободу. А свобода была для него еще и возможностью свободно относиться к навклишнього мира.
От мысли к мысли, от горы к другой нехоженнымы я иду путями: душа когда-то отдохнуть должна над тихой пустынном рекои или в долине меж двумя горами …
Следовательно, красота и искренность человеческих чувств — это не просто основная мысль лирики Петрарки. Это мировоззрение свободного человека.
Даже в первом своем стихотворении Франческо Петрарка на первый план ставит искренность человеческих чувств. Это произведение было посмертной посвящением его матери, где автор поклялся ей в вечной памяти и вечной любви.
Но наиболее полно раскрываются человеческие чувства в произведениях «Книги песен». Это своеобразная поэтическая исповедь зрелого человека. Тема «Книги песен» — юношеская любовь, высокое, чистое, но робкое и безответная. Автор надеется на понимание читателя, надеется вызвать сочувствие.
Автор и герой в «Книге песен» объединены слиянием лирического «я», хотя между ними существует определенное расстояние. Для восприятия «Книги песен» это расстояние необходимо, ведь Петрарка вспоминает бывшую любовь. «Книга песен» — это книга воспоминаний, датированных самим автором, поэтому произведения и проникнутые легкой грустью:
«Меня Любовь томила двадцать лет,
но я был бодр в огне и весел в боли;
когда ж ушла мадонна из юдоли —
десятый год душе покоя нет ».
Но ни Лаура, ни любви Петрарки не знают развития. Время движется мимо них, и любовь не имеет истории. Образ Лауры является новаторским в литературе того времени, ведь автор изобразил живу реальную женщину. И основным в освещении ее образа не стали бытовые детали, ибо Лаура раскрывается через внутренний мир поэта, через восприятие им окружающей действительности.
Родник журчит, звенит листвою ветка,
Я слышу голос госпожи моей,
И ей лесная подражает птица.
Красота и искренность человеческих чувств в лирике Петрарки достигается еще и близостью к народным средневековых песен. Используя их язык, сравнения, метафоры, Петрарка воссоздал образ новых взаимоотношений человека и окружающей, земного мира, человека и природы.
Благословен день, месяц, лето, время
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край и дол тот светел,
Где пленник я стал прекрасных глаз.
Изображая свою печаль, Петрарка часто переносил ее на природу, и тогда его внутренний мир, как и мир Лауры, становился частью природы и приобретал чрезвычайной пластики.
Уж хмурый воздух с въедливым туманом,
Клубящийся под набежавшим ветром,
Вот-вот готов заморосить дождем,
Уже кругом кристаллом стали реки,
И вместо злаков, покрывавших долы,
Куда ни глянь — лишь изморозь да лед.
В произведениях Петрарки полностью отсутствует средневековый аскетизм, а внутренний конфликт чувств не перерастает в конфликт с действительностью, потому что поэт оценивает жизнь и собственные ощущения с точки зрения земного человека.
«Книга песен» — первое в истории европейской поэзии сборник, где обусловлено внутреннее единство лирических произведений. Каждый сонет можно рассматривать и как отдельное произведение, и как часть одной большой целостности, исполненной нового понимания любви, природы и общества, характерного для нового человека Возрождения.
глядаты и как отдельное произведение, и как часть одной большой целостности, исполненной нового понимания любви, природы и общества, характерного для нового человека Возрождения.