Красота человека и природы в киноповести Довженко «Зачарованная Десна»

У каждого настоящего мастера есть одна или несколько дорогих ему произведений, выпестованными ним детей. Это то, чего художник не мог не сказать человечеству — это его боли, самые сокровенные мысли, выношенные и пережитые, пропущенные через сердце. Именно таким произведением стала для А. Довженко киноповесть «Зачарованная Десна».

Трудного и грозного 1942 года на фоне страданий, горя, героической борьбы с фашизмом в памяти художника всплывают и предстают картины далекого детства. «У меня был дед, — вспоминает А. Довженко, — похожий на Бога. И когда я молился Богу, я видел в углу как бы портрет деда, а сам дед лежал на печи и кашлял … »А. Довженко в киноповести на вопрос, вызывающий воспоминания о детстве, отвечает, что это -« непреодолимое желание … осознать свою природу … у самых ее первоначальных источников ». Именно желание осмыслить природу и определило жанровые и стилевые особенности произведения. Прежде всего — это два плана изображения. Первый план — показ детства Сашу: его радости и заботы, восхищение красотой красавицы Десны, сказочные рассказы деда, трудовое крестьянское окружения.

Второй план — это философское осмысление пережитого бытия человека.

Но о чем бы ни вел речь А. Довженко, каждое событие оценивается единой меркой: эстетические критерии художника определяются народной моралью и этикой, основу которой определяло отношение к труду, крестьянин уважал трудолюбивой человека.

Живя в нужде, сражаясь за стог сена, как бывало у родственников малого Сашка, земледельцы высоко ценили человеческое достоинство, честность, трудолюбивые руки, поэтизировали труд.

Окружение учило будущего художника уважать простого крестьянина, он открыл глаза и на талант дяди Самийла, который «обкосив бы весь земной шар, лишь бы была трава и хлеб и каша», и люди ценили его прозвали Косарь.

С особенной любовью рисует А. Довженко неутомимого труженика, отца: «Из него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, он соглашался на все. Много наделал, спас от воды, много земли перепахал … »В труда, в деянии раскрывается его духовный мир, гуманность.

В плену воспоминаний о детских мечты автор поднимает завесу над первым печалями и радостями. Ту т и страх перед змеей, принятие «первого греха» за вырванную морковь, беседы с дедом — «нечистью». Рано осознал Саша, что труд народ воспринимает как высокую нравственную категорию. Критерии, которыми руководствуются дети, формируются на честности, трудолюбия, щедрости души.

Поэтому нельзя без волнения читать строки обращения к Десны, которая сделала автора неисчерпаемо богатым. Прекрасный мир, единство ее с судьбой человека, с ее жизнью, мир растений, животных, очарованная красавица Десна предстают перед читателями сквозь призму детского восприятия, которое переплетается с красотой народных легенд, поверий, сказок.

В киноповести подаються пейзажи, которые наиболее глубоко поразили парня, отражая его духовный мир. Среди них волшебная картина весеннего пробуждения, сказочное путешествие на сенокос. Природа в «Зачарованной Десне» — органическая часть мира, вне которого невозможно представить полнокровного раскрытия характеров, духовного мира человека. Ибо что есть человек? Часть природы.

«Печально и грустно человеку, когда высыхает и слепнет воображение, когда вращаясь до самых дорогих источников детства и юношества, ничего не видит дорогого, необычного, ничто не греет ее, не будит радости, ни человеческого сумму».

Боже, дай нам любви и немножко ума!

Комментарии: