Как писать сочинения. 8-9 КЛАССЫ

Программа предлагает научиться писать сочинения таких жанров:

— Произведение-описание местности (на основе личных наблюдений и впечатлений.

— Произведение-описание памятников истории и культуры (на основе личных наблюдений и впечатлений.

— Произведение-размышление на морально-этические и общественные темы (в публицистическом стиле.

— Произведение-рассказ на основе услышанного;

— Сообщения на темы о языке, требующие сопоставления и обобщения материала (в научном стиле.

Объем произведения в 8-9 классах: 2-2,5 страницы в классах с украинским языком обучения и 1,75-2 страницы в классах с русским языком обучения. Произведение-описание местности имеет следующие особенности:

1) необходимость знания архитектурных терминов;

2) уточнение места, откуда ведется наблюдение, времени суток, времени года, погоды;

3) описание площади ведется по кругу (слева направо или наоборот);

4) описание основном подчиняется цели, с которой его вводят в художественный текст;

5) описание местности в художественном стиле требует соответствующей лексики, которая выражала бы общее впечатление от увиденного. При написании произведений учащиеся должны использовать термины по географии, искусствоведения (живописи, архитектуры, музыки, скульптуры и др.), общественно-политической жизни, с морально-этических проблем. Например, сочинение-описание местности может включать такие понятия, как застройка, планирование, государственные учреждения, общественные заведения, архитектурный стиль, площадки, газоны, пейзаж, окраина, микрорайон. В описании местности можно выделить такие виды, как городской пейзаж, деревенский пейзаж, индустриальный пейзаж; описание моря, гор, леса, поля, реки, любой местности; описание улицы, площади, части города, села, окраины. При этом уместно употребление художественных средств: эпитетов, сравнений, метафор и других выразительно-изобразительных средств.

Произведение-описание памятников истории и культуры также требует специальных знаний и применения соответствующей лексики. Что можно описать? Старинную книгу, картину, икону, ювелирное изделие, изделие народно-прикладного искусства, памятник, храм, здание, является историческим памятником и охраняется законом. Итак, восьмиклассник должен знать и принимать в своем описании такие слова, как реликвия, раритет, оправа, переплет, эмаль, застежка, шрифт, встал на-полууставом, украшение, техника исполнения, лик, облик, фолиант, орнамент, миниатюра, реставрация , оригинал, копия, фреска, иконостас, шаблон, формат, титульный лист, репродукция, масло, колористика, светотень, пропорция, композиция, гармония, передний план, задний план, фон, статуя, стела, обелиск, постамент, фасад, профиль, анфас, выступление, колонна, пилястр, пилон, аркада, пояс, лоджия, карниз, фронтон, балкон, интерьер. При описании памятников истории или культуры возможпорядочность, благородство, верность, преданность, дружба, любовь, уважение, положительные, отрицательные черты, недостатки характера, натуры, поступки, ответственность, толерантность, терпимость и др.).

Особенности произведения на общественную тему.

1. К общественным тем относятся такие, которые касаются жизни нашего общества.

2 Основные источники информации — газеты, журналы, радио-и телепередачи.

3) Для написания сочинения-размышления на общественную тему, нужно:

а) знать тему и понимать ее суть.

б) подобрать интересную информацию из прессы;

в) определить вступление, тезисы и аргументы по подобранного материала;

г) обдумать вывод;

г) составить план.

Особенности произведения на морально-этическую тему.

1. Выяснить суть понятия «мораль» и «этика».

2. Материал для произведений — наблюдение за жизнью (экологическое состояние региона, отношение к родному краю, к людям, выбор профессии, предпочтения, суждения о культуре, человеческие поступки, дружбу, счастье и т.д.).

3. Произведения композиционно состоят из вступления, тезисы, аргументов, выводу.

Произведение — рассказ на основе услышанного пишется в художественном стиле, поэтому употребляется разнообразная лексика и весь широкий арсенал художественных средств языка.

Компоненты произведения — рассказ на основе услышанного.

1. Вступление (знакомство с рассказчиком):

а) при каких обстоятельствах начато рассказ;

б) кто рассказал.

в) внешность, характер, манера говорить.

2. Основная часть (подробный рассказ на основе услышанного.

3. Окончание (впечатление от услышанного.

Сообщения на темы о языке (в научном стиле), — вид работы, который требует сопоставления и обобщения материала, проводится на заключительном этапе изучения курса языка, начиная с 8-го класса. Сообщения выполняется по плану, коллективно составленному в классе с помощью учителя. В произведении научного стиля о языке используются соответствующие темы языковедческие сроки, а вот художественные средства в таком тексте неуместны. Чтобы написать произведение, необходимо научиться последовательно излагать материал, логично развивать тему и основную мысль, делить текст на смис-ловозавершени части, выбирать подходящий стиль и тип речи, средства связи в предложении, правильно строить фрагменты текста, используя различные способы выражения типового значения «данного» и «нового». Например, в сочинении-описании местности «данное» — место расположения, «новое» — предметы и объекты; в описании предмета «данное» — предмет или его части, «новое» — признаки предмета, при описании состояния «данное» — лицо, элементы среды, «новое» — признаки состояния. При рассказе «данное» — лица, время, место действия, «новое» — события, которые сменяют друг друга; при оценке действительности (в произведениях-размышлениях на общественную или морально-этическую тему) «данное» — предметы, действия, «новое »- их оценка.

ийсности (в произведениях-размышлениях на общественную или морально-этическую тему) «данное» — предметы, действия, «новое» — их оценка.

Комментарии: