Культура запорожских казаков

Все сведения о жизни и культуре запорожских казаков можно черпать из литописань, где речь шла главным образом о войнах и походах, общественную и культурную жизнь, и писали летописи сами казаки.

С давних времен на территории Киевской Руси, а затем Украины священное ремесло летописца было подвластно общей сложности лишь монахам. У истоков целой плеяды монахов-историков стоит могучая фигура монаха Киево-Печерской лавры Нестора Летописца. В Украине эпоха Нестора и его продолжателей сменилась эпохой казацкого летописания. Казацкая старшина, которая получала образование и дома, и в иностранных университетах, совершила переворот в летописании — переход от летописей до научных исторических произведений.

Казацкие летописи является свидетельством деятельности прежде всего казацкой верхушки, что, безусловно, сказывалось на их содержании. Но и широкие массы казацкого народа, «казацкая голытьба», не были немыми. Кроме того, что именно они стали главным творцом истории, они еще оставили после себя и свои «исторические произведения».

Хватало в Украине конца XVII в. и книг. Несмотря на военные лихолетья, в стране действовало 13 типографий, из них девять украинских, три польских и одна еврейская. Писатели творили причудливым барочным стилем, пользуясь искусственной церковнославянском языке, далекой от тогдашней разговорного. В произведениях светских авторов, наоборот, имеется тенденция пользоваться народным языком и ставить конкретные вопросы.

Относительно церковной жизни Украины во времена казачества, то основу его составляло православное христианство. Вера на Сечи была единственной, католики же и особенно, униаты считались врагами. Движущей силой православного возрождения Украины была древняя Киево-Печерская лавра, материально поддерживаемая зажиточной казацкой верхушкой и богатыми православными шляхтичами. Ощутимый влияние сказалось на развитии искусства Украины, в том числе и на

народном живописи, получившее распространение в Запорожье. Долгое время он развивался в пределах иконописи. Народные художники-иконописцы понемногу освобождались от канонов византийской иконописи; их иконы сказывались объемностью форм, применением ярких красок и главное — изображением на иконах людей — современников иконописцев. Распространилась в Украине традиция исполнения икон в стиле «Запорожской Покрова»: там на иконах рядом с казаками изображались также военные клейноды запорожцев.

Светский картина того времени воспроизведен в народных картинах с изображением казака Мамая, украшавших тогда каждую крестьянскую и казацкую дом. Кобза, которую держал казак, символизировала народную историю и мечты, конь — его волю, дуб — его могущество. Часто на этих картинах можно увидеть копье с казацким флажком, а также штоф и стакан. Это были вещи, связанные со смертью казака —копье ставился на место захоронения, штоф и рюмка клались в могилу, и напоминали они о Мимолетности жизни и казацкую судьбу, ведь угроза смерти в бою была повседневной реальностью.

В то же время распространяется так называемый «книжный портрет» — изображение основателей церквей или людей, которые предоставляли монастырям значительную финансовую поддержку.

В духовной культуре высокого развития достигло хоровое искусство. На протяжении многих веков национально-освободительной борьбы украинский народ наряду с песнями творил думы — героической, драматизированных и одновременно пропитанную лиризмом поэзию, которая выполнялась под аккомпанемент бандуры, кобзы или лиры.

Комментарии: