Л. Толстой — мастер изображения внутреннего состояния героев

Что в мире есть прекраснее человека? Ведь она — самое совершенное творение этого мира. Возможно, поэтому именно человек является объектом исследования других людей. Каждая эпоха по-своему представляет идеал человека. На создание этого идеала влияют различные факторы, в большей степени социальные. И самые выдающиеся фигуры мира человеческого пытаются вдохнуть жизнь в идеал своей эпохи.

Так, Лев Николаевич Толстой, хотя и верил в человеческую простоту и правду, изображал большую человеческую единство и человека на фоне этого единства, однако человек этот был представителем господствующего класса.

Но все произведения Толстого — зрелого мастера — раскрывали проблемы человека. Поэтому наиболее весомые фигуры, изображенные автором, проходят через своеобразный психологический злом.

В Пьера Безухова, одного из героев романа-эпопеи «Война и мир», таких персонажей несколько. Вызванные они расстройством с самим собой, неприятием среды, к которой он принадлежал.

Но в конце концов перевесили объективные факторы: жизненный уклад России изменился под влиянием войны 1812 года. Именно этот факт возродил Пьера в тот момент, когда он окончательно убедился в тщетности своих внутренних усилий. И перед нами предстает совершенно новый герой, закаленный осознанием близости к народу и преисполненный собственного величия, как человека, причастного к этому народу.

Андрей Болконский значительно раньше пересматривает свои прежние идеалы. На это натолкнули его и аустерлицьки события, и смерть жены, и связанное с этой смертью чувство ответственности за судьбу близкого человека, и попытки найти себя в привлечении к реформаторской деятельности Сперанского, и неверность Наташи. Но он обогатился очень весомым, это — интерес к простому человеку, к такой, как капитан Тушин. Моральную опору Андрей Болконский нашел в осознании себя как части большого целого, имя которому — народ.

Итак, в эпопее «Война и мир» внутреннее состояние героев зависит от осознания своей значимости и единства с народом. В «Анне Карениной» грань между добром и злом лежит внутри духовного мира героев. Поэтому герои этого произведения более сложные, психологически вместительные, противоречивы и многозначительнее, чем герои «Войны и мира». Черты характера Анны Карениной, такие как сила воли, высоко развитое чувство человеческого достоинства, смелость и откровенность, обусловливают психологическое состояние, в котором постоянно находится героиня. В удушающей атмосфере аристократического мира, в окружении моральных уродов, таких как Каренин и Бетси, она не может не полюбить Вронского, наделенного множеством положительных качеств. Но Вронский не смог преодолеть противоречивость между своими благородными поступками и моралью своего круга. Следовательно, внутреннее состояние героев «Анны Карениной» вызваны не только состоянием общества, а их личными качествами. Какой глубиной впечатляют сцены пРегионов, тайного свидания Анны с ребенком и предсмертных часов Анны. Эти сцены — вершина психологического анализа человека.

Глубокий психологический анализ состояния героев Толстого связан с чувствами внутреннего демократизма самого автора, религиозно-моралистически отношением к человеку и его поступков.

Через внутреннее состояние человека Л. Н. Толстой показывает общество. Его героев нельзя осуждать, они сами и судят себя, и обрекают на мучения и наказываются. Именно в этом и заключается высший гений Л. Н. Толстого как мастера художественного слова.

Комментарии: