Изображение казацкого рыцарства и любви к Украине в романе Пантелеймона Кулиша "Чорна рада"

Изображение казацкого рыцарства и любви к Украине в романе Пантелеймона Кулиша "Чорна рада"
При изучении украинской литературы XIX в. обязательно следует обращаться к первому украинского исторического романа П. Кулиша "Черная рада". Это глубокий многопроблемный произведение. Среди поставленных вопросов видное место занимает проблема героизма, душевной чистоты и духовной низости в тяжелые для страны времена.
Одна из драматических страниц Украине, художественно раскрыта П. Кулишом, — это чрезвычайно острая явная и тайная борьба за власть, борьба за гетманство после смерти Б. Хмельницкого. Различные социальные слои выдвинули своих лидеров: Павла Тетерю, Якима Сомко и Ивана Брюховецкого. Победителем вышел Брюховецкий, который вскоре казнил своих политических соперников.
Это сейчас мы знаем, чем закончились события 1663 года. А пока в ро-мани все еще впереди, и каждый из персонажей действует по подсказке своего сердца.
Паволоцкий полковник Шрам — одна из центральных фигур романа — человек опытная, мудрая. Он хорошо понимает, чего хотят претенденты на гетманскую булаву, правильно оценивает их политические и военные силы. Ради независимости Украина Шрам готов отдать силы и лета, что ему суждено еще прожить. Он едет в Якима Сомко, чтобы словом и делом помочь ему в этом деле — "привлечь всю Украину к одной булавы".
Шрам — идеально-романтический образ, который всеми силами стремится к добру и спокойствия Украины. Даже применительно единственного сына Петра, которому Божий Мужчина предсказал, что умрет своей смертью, отвечает: "Пусть лучше ляжет от сабли и от пули, чтобы за доброе дело, за целость Украине, что вот разорвали надвое".
И погиб Шрам тоже за Украину, когда, спасая Паволоч, сам сдался Тюри и "принял всю вину на одного себя".
Почти единомышленником полковника есть Яким Сомко, один из кандидатов на булаву. В отличие от других претендентов это бескомпромиссная относительно свободы своего народа человек. В произведении он вместе со Шрамом мечтает соединить обе части Украины под одной булавой: "… что Украину разодран надвое, о том всем безразлично! — Говорит Сомко при первой встрече со Шрамом.
Сомко несколько легко, даже иллюзорно, воспринимает события, розгорта ются в Украине. Потому он вспыльчив, "как порох", идеалист, который более всего ставит рыцарские добродетели и не представляет, как можно действовать иначе — с помощью денег, лести и коварства. Поэтому и не считается особенно на Брюховецкого, который серебром взял власть в Запорожье, думает, что достаточно горячей честной речи или, на крайний случай, пушек, чтобы показать сущность каждого. А когда Сомко докажет свою правоту, то "Запорожцев тогда я здавлю, как жмых, гетмана возвращу в свинопасы, а глупую чернь научу уважать гетьманськую превосходство! Так Самона-деяний и идеализирован воспринимает он ситуацию, хотя отличается исклю ной ченостью, упорством, преданностью своему делу. Его лозунг: "Пусть у меня всякое, пусть и мещанин, и посполитый, и казак стоит за свое право, тогда будет на Украине и правда, и сила". Но недооценив разрушению ну силу противника, раскалывает народ, так же, как и Шрам, Сомко гибнет в борьбе за права народа.
Видно, что взгляды этих двух борцов близки и самому П. Кулишу. Шрам и Сомко — это средства выразить заветные писательские мнения относительно государственности.
Нельзя обойти и не удивиться душевной широтой казака-запорожца Кирилла Тура — заядлого воина и колдуном, философа и по-своему мудрого человека. Именно о таких "ляхи" говорили, что у казака "девять душ в теле", что "будто запорожцы растут в Большом Луге с земли, как грибы".
Для него главное — достойно нести славу воинов-запорожцев. Отвечая Черногору на вопрос о бегстве от погони, Тур гордо произносит: "О славе думает рыцарь, а не о том, чтобы целая была голова на плечах, не сегодня, дак завтра ляжет она, как от ветра в степи трава, а слава не умрет , не ляжет … "
Апофеозом доброты, общительности Кирилла Тура является попытка спасти Сомка от казни. Ради высшей справедливости, высших идей, запорожец понимал, он готов был отдать жизнь.
Каждый из основных персонажей — Сомко, Шрам, Тур, Петр, Черевань, Брюховецкий, Тетеря — несет в себе определенную жизненную философию, некую идею. Только одни идеи направлены на объединение нации, постижение интересов каждого человека и народа, а другие — только на собственный, узколобый интерес.

Комментарии: