Чеpвоне — любовь, а чоpне — то жуpба (Интимная лиpика Дмитpа Павлычко) (2)

"Красный — любовь, А черный — грусть"
(Интимная лирика Дмитрия Павлычко)
За десятки веков исторического развития человечество покорило немало высот в различных сферах жизни. И неразгаданной остается тайна души, в которой нетленным огнем горит священный и непреодоление чувство любви. Служение ей является высшим смыслом человеческого существования, ведь именно оно вызвало духовный взлет всемирной цивилизации.
Любовь предстает перед нами в разных ипостасях: в улыбке матери, в щебет детских голосов, в солнечных брызгах летний день. А в юности — оборачивается любовью, единственным, незабываемым, неповторимым.
Пополнил казну поэтических признаний в любви и известный украинский поэт, наше современник Дмитрий Павлычко. Одна из его ранних стихов "Когда мы шли вдвоем с тобой" поражает пронзительной искренностью чувств, выраженных в нижнозвучних поэта строках. Автор рисует идиллическую картину: лирический герой и его девушка идет "узкой тропинкой по полю". Поэта "стройная, сладкая пагуба" неосторожно и грубо попирает колоски пшеницы. Ее душа была не настолько тонкой, чтобы услышать их отчаянный крик. Девушка воспринимала красоту и труд поверхностно, не видя в них венца человеческого гения и Божьей благодати. И это больно поражает влюбленного героя, вселяет пророческий страх за будущее своего искреннего чувства:
… Я промолчал. Я шел покорно,
Потому что я любил тебя чрезмерно,
Но мне тогда показалось,
Что то не золотые колосья,
Что то любовь мою безграничную
Стоптали так неосторожно.
Извечная драма-разное видение мира, противоположное понимание счастья и смысла существования на Земле любящими людьми — в этой поэзии еще не развивается до трагической глубины. Но и в других интимных стихах Павлычко тоскливые ноты не переходят в рекви-емкие аккорды. Любовная лирика поэта солнечная, напоенная ароматами родной Гуцульщины, щедрая и доверчива. Даже грусть листья светлый, мудрый, осмысленный и пережитый по-философски. Стоит только перечитать его сборник "Тайна твоего лица", в состав которой входят жемчужины интимной лирики Д. Павлычко, и убедиться в этом.
В своих стихах поэт виповив, прежде, всего себя, свою неповторимую личность. Вся книга, от первого и до последней строки, наполненная индивидуальным чувством автора. Гиперболическое звучат строки произведения, давший название целому сборнике:
Самая длинная из всех дорог —
Дорога твоего прихода.
Самая большая из всех тайн —
Тайна твоего лица.

Простые слова, умноженные на чувства лирического героя, останутся в памяти, вызывая воспоминания и фантазии. А дальше — глубина поэта любви: "Мы прощаемся в день, Будто расходимся во веки".
Глубокое проникновение во внутренний, духовный мир демонструють и те стихи из сборника, которые стали популярными песнями. Яркая. метафоричность стихотворения-песни "Звенит в звездах небо чистое" поражает выразительностью поэтических образов. Душа, в одиночестве "как будто дерево безлиственный", переживает благотворные метаморфозы, когда к ней приходят счастливая судьба и настоящая дружба. Но только тогда, когда в ней поселяется долгожданное любви расцветает по-весеннему:
Как поступила любовь всамделишные,
Плеснула пригоршню тепла,
Моя душа, словно черешня,
Более снегами зацвела.
Одним из лучших результатов творческого содружества поэта Д. Павлычко и композитора А. Билаша стала песня "Я стужився, милая, за тобой". В основании произведения — любимые фольклорные образы явора и его Яворина. Они готовы сплестись в объятия, кохаючыся, и не могут преодолеть рокового стечения обстоятельств и соединить свои судьбы воедино:
Он растет и поет явороньци,
И сгорает от слез роса.
Так, героям интимных стихотворений Павлычко иногда приходится ощутить прикосновение безнадежности, сжимая в руке "мертвой звезды неживое крыло". Но художник убежден в животворной силе любви. Поэтому Д. Павлычко силой своего окрыленного слова превозносит прекрасное, правильное, открытое для добра и радости чувство любви, сильнее смерти и муки, зависть и лицемерие, расстояния и время. Он призывает нас вслушаться в мелодию собственного сердца, чтобы не пропустить в ней первым мажорных переливов, предшествующих любви, обновлению и весне. А это значит, что интимная лирика Павлычко нести свет чистых чувств еще не одному поколению.

Комментарии: