Символичность образа каменного креста в новелле Стефаника «Каменный крест»

Василь Стефаник вошел в историю не только украинского, но и мировой литературы как автор правдивых социально-психологических новелл из жизни крестьянства. «Наверное, никто Стефаника не показал крестьянскую душу земледельца в таком полном освещении, — восторженно писал Михаил Мочулевський, — никто не нарисовал так, как он, переживаний этой души отчаяние, резигнацией, плач и смех, печаль и надежду. Стефаник открыл нам источник нежных движений крестьянской души ».

Единственный произведение посвятил Василь Стефаник теме эмиграции. Это новелла «Каменный крест». В основу новеллы положен подлинный факт. Штефан Дидух, односельчанин писателя, эмигрируя в Канаду, поставил на своем поле каменный крест. Он и поныне стоит на высоком холме в Русов. «Он очень не хотел покидать своего каминистого почвы, — вспоминал Стефаник, — и дети, невестки и дочери не давали ему жизнь …» Но настоящими прототипами главного героя были тысячи эмигрантов, судьбой которых беспокоился писатель течение трех лет. На Краковском вокзале Стефаник видел синие, испеченные губы, припухшие от плача детские глаза и слышал охрипший от причитаний и воплей голос матерей. Уже там, на вокзале, началась творческая работа над «Каменным крестом». Длинная, болезненная, изнурительная.

Душа эмигранта Стефаник знал, как свою собственную, муки и боли его мучили и болели ощутимее. Он видел тщетность надежд мужицких, знал, что ждет их там, в далеких краях, поэтому так настойчиво, упрямо разгонял илюзийне марево эмиграционного счастья.

Иван Дидух — крестьянин, своим трудом достиг среднего достатка. Портрет своего персонажа В. Стефаник подает в сопоставлении с лошадью, чтобы подчеркнуть изнурительный труд крестьянина. Это сопоставление приобретает символическое значение: в условиях капитализма человек доведена до состояния рабочего скота. После десятилетнего пребывания в армии Иван вернулся домой. Родителей не застал. Они умерли, оставив в наследство хижину и холм «наивысший и щонайгирший превыше всего сельское поле». На него потратил Дидух молодецкие силу, на нем покалечился и постарел. А теперь, на старости лет, хозяйство, налажено таким каторжным трудом и неимоверными усилиями, Дидух вынужден оставить. Шесть глав новеллы содержат целый комплекс сложных чувств героя, формируя самое главное — трагизм расставания с родной землей. Проникнуто страшной тоской, Иван Дидух чувствовал себя как камень, выброшенный волной на берег. Да и весь он словно окаменел. Причину своей тоски Иван объясняет людям сам: это любовь к родной земле и вынужденная разлука с ней. Пытаясь развеять грустное настроение Ивана, соседи утешают: «Это уже, Иван, пропало. По этим краем не стоит себе Туск к сердцу принимать! Ой, одолели нас, так нас ймилы в руки, из рук никто нас не годен вирваты, разве только бежать … »В этих слвах утешения страшная правда крестьянской жизни и эмиграции. Особой надежды на лучшую жизнь за океаном у крестьян нет. Не зря Дидух прощается с женой перед людьми, как на смерть, и ставит крест, будто заживо пряча себя. «Хотел несколько памнеткы по себе оставить …» — робко признается он краянам. Ему стало легче и от того, что ВИПов людям свою сердечную тайну, и от обещания односельчан ухаживать тот крест. Не исчезнет бесследно, не развеется, как лист по полю, память о нем у людей. И это самое важное.

Психологическое напряжение достигает апогея в шестом разделе. Тоской проникнуты все присутствующие, «целая хата зарыдала. Как бы облако плачу, нависшей над селом, прорвалась, как бы горе человеческое дунайскую плотину разорвало — таков был плач. Не помня, что делает, Иван «ймив старую за шею и пустился с ней в танец». И остановился только тогда, когда увидел крест. Иван Дидух эмигрирует, поддавшись требованиям жены и сыновей. Он не тешит себя никакими иллюзиями, потому что убежден, что Канада — это могила для него и жены: «Куда ЦЭМУ, хозяева, идти печи? Ади, видшы, где твоя дорога и твоя Канада? Там! И показал ему через окно могилу ».

Жизненная судьба Дидуха — трагическая. Все его усилия изменить жизнь, улучшить заканчиваются безрезультатно. Пение Ивана и старого Михаила, в котором слова шли, «как желтые осенние листья, которым ветер гонит по замерзшей земле, а оно … дрожать рваных берегами, как перед смертью», усиливает тему народной драмы, невыполнимых порывов и устремлений, напрасно потерянных сил молодости. И этот печальный пение старыми мозолистыми голосами становится аллегорическим выражением народного горя и страданий.

Новелла «Каменный крест» богата символические детали и образы. Это касается прежде всего каменного креста, символизирующий невыносимые страдания и терпения не только Ивана Дидуха, но и всего народа, который клонится под каменной весом гнета. Выброшенный на берег камень, Канада-могила, каменный крест выступают символами трагизма украинского крестьянина-эмигранта.

Образ креста символизирует страдальческую судьбу крестьянина, всю жизнь горько работал и все равно вынужден покидать свою ниву, поскольку она не в состоянии его прокормить.

Все эпизоды новеллы подчинены главной задаче — раскрытию темы народной скорби, человеческого горя и одновременно надежд тружеников на лучшее будущее.

Новелла «Каменный крест» сразу же получила высокую оценку критиков. Новеллой восхищались И. Франко, Леся Украинский. «Страшно сильно пишете Вы, — делилась своими впечатлениями от прочитанного« Каменного креста »Ольга Кобылянская. — Да, если бы-сти витесувалы мощной рукой памятник для своего народа ». Но самое сильное впечатление произвела новелла на канадских эмигрантов. Мирослав Ирчан в письме Стефаника писал: «Если бы знал, может, и не читал бы. Тяжело смотреть, как седые головы клонятся вниз и старые глаза плачут ». Плачут, потому вспоминают себя, вспоминают те давние годы, как выбирались за море искать счастья. Далеко не каждый эмигрант нашел его. Поиски заработков истощали, климат душил, ностальгия убивала. Умирала последняя надежда у крестьян улучшить свою судьбу, вырваться из беспросветной нужды через эмиграцию.

Василь Стефаник писал, что его творчество было тяжелой ношей как для ее создателя, так и для читателей: «Я делал, что мог. И все, что я писал, меня болело ». Тогдашняя социальная действительность не давала возможности для радости народной. Слово крестьянина, пропущенное через сердце и душу писателя, становилось изболевшееся, как и его бедняцкая судьба. Мне кажется, именно поэтому так глубоко приходило в души людей Стефаникове слово, пробуждало в них добро и гуманность, сострадание к человеческому горю и честность, справедливость и любовь к Украине и ее народа — это то, что и сегодня волнует миллионы.

тав бы. Тяжело смотреть, как седые головы клонятся вниз и старые глаза плачут ». Плачут, потому вспоминают себя, вспоминают те давние годы, как выбирались за море искать счастья. Далеко не каждый эмигрант нашел его. Поиски заработков истощали, климат душил, ностальгия убивала. Умирала последняя надежда у крестьян улучшить свою судьбу, вырваться из беспросветной нужды через эмиграцию.

Василь Стефаник писал, что его творчество было тяжелой ношей как для ее создателя, так и для читателей: «Я делал, что мог. И все, что я писал, меня болело ». Тогдашняя социальная действительность не давала возможности для радости народной. Слово крестьянина, пропущенное через сердце и душу писателя, становилось изболевшееся, как и его бедняцкая судьба. Мне кажется, именно поэтому так глубоко приходило в души людей Стефаникове слово, пробуждало в них добро и гуманность, сострадание к человеческому горю и честность, справедливость и любовь к Украине и ее народа — это то, что и сегодня волнует миллионы.

Комментарии: