Символика огня в сборнике Франко «Увядшие листья»

В «первые пучки» поэт рассказывает о своем весенняя любовь, которая с течением времени сгорело и превратилось в золу. «Первой пучок» вызывает ассоциации осени, начала конца, умирания цветущей природы. Осенью доминирующими цветами можно считать желтый и красный, поэтому неудивительно, что почти в каждой поэзии этого «пучка» имеющиеся эти цвета. Желтый — это цвет удаленного восходящего проливает свое благодатное лучей в непроницаемую тьму. Этот цвет содержит много противоречий, так как вместе с животворным солнцем он несет в себе видлитання в вечность увядшего листья, а следовательно, и символизирует приближении срока смерти и загробной жизни. Также желтый цвет считается цветом божевилень и безумие. Красный цвет в свою очередь символизирует активное мужское начало, это цвет жизни, огня, войны, энергии, страсти, любви, жизненной и физической силы, здоровья, молодости. С самого начала мы видим раздвоенность, противоречивость двух стихий: жизни и смерти.

Свою сборник поэт открыл стихотворением-запевом, построенным на сравнении поэзии с огнем, который сочетается с традиционным для литературы и народной песне метафорическим уподоблением любовных чувств и переживаний к неугасающего костра. Однако метафора Франко отличается оригинальностью: картина пламя тонко раскрывает меняющуюся гамму переживаний внутреннего состояния лирического героя:

В длинном, тяжелом отупению Снова трескается волна песен,

Как будто из-под пепла вместе

Языком блеснет огонь

Что счастьем, спокойствием казалось,

То пепла тепла слой;

Под ней страсти и любви

Не угасла еще искра жива.

Не угасла еще, тлела, ятрилась

Помимо слез моих росы;

Но ветер подул и пепел развеял —

Теперь ты огонь тот погас! Как видим, метафорический образ огня здесь выступает в различных нюансах, он передает чувство любви, олицетворенное в символах пепла, искр, бурхаючого пламени и т.п. Этот образ пронизывает всю коллекцию, то и дело появляясь в каждом «пучки».

Джек Тресиддер определяет огонь как божественную энергию, очищение, откровение, преобразование, возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение, сексуальную страсть; сильный и активный элемент, символизирующий как творческие, так и разрушительные силы. Графически огонь в алхимии изображался в виде треугольника, так как считался субстанцией, объединяющей три последние: землю, воду и воздух. На обыденном уровне огонь — защитный, успокаивающий образ (домашний очаг). Но он может быть и грозным образом разрушительных сил природы.

Далее поэт вспоминает свое весеннее любовь, может, сам огонь навевает эти воспоминания, в этот момент певец чувствует себя «сильным», «свободным», «веселым», «истинным», «мягким», какая-то удивительная легкость ощущается благодаря этим эпитетами. Легкость длится недолго, напротиввес ей становятся такие метафорические словосочетания как «душещипательная тоска», «дрожание нервное», «взгляд отчаяния», «холодная тревога», «боль немой», теперь мы видим, что тупик реальности не дает покоя лирическому герою:

Чует сердце, что проиграна

Ставка уже не вернется вновь …

Что-то щемит в душе, как рана:

Это блидая, горем пьяная,

Безнадийная любовь. Красный цвет любви сочетается с бледным цветом смерти. Неужели любовь так близко к смерти? Герой считает, что да, и, чтобы рассказать любимому, как он ее любит, вновь обращается к образу огня:

Как огонь, мгновенно и греет и пожирает,

Как смерть, забивший и от мук ослобоняе, —

Вот так, красавице, и я тебя люблю. Но любимая говорит: «Не надейся ничего». Эти страшные слова предопределяют появление образа ада и лютой лихорадки. Таким образом, символика огня в своей разрушающему фазе доходит апогея и сливается с образом смерти.

Комментарии: